Общие положения

Так уж устроен человек, что ему свойственно во всем сомневаться. Поэтому каждому необходимо иметь некие доказательства своей состоятельности в той или иной сфере деятельности. Военные получают более высокие звания за заслуги, спортсмены – также за определенные достижения, даже школьники и студенты, сдавая экзамены, демонстрируют свои успехи в учебе и готовность служить на благо общества. Психологи – не исключение. Люди платят нам деньги за то, чтобы быть уверенными в том, что получат профессиональную помощь знающего специалиста. Они должны быть уверены, что психолог действительно квалифицированный.

Именно поэтому ЕИППП внедрил систему аккредитации специалистов. В Казахстане уже является стандартом процедура, когда организации при приёме на работу психолога требуют подтверждение о соответствующем уровне аккредитации и соответствующие рекомендации от Евразийского Института практической психологии и психотерапии.

Евразийский Институт практической психологии и психотерапии -   профессионально внедряет и практически реализует аккредитацию психологов Казахстана и следит за тем, чтобы психологи Казахстана соответствовали международным стандартам.

Для этого в команду ЕИППП включены ведущие специалисты Казахстана в области практической психологии и психотерапии, заключаются договора о сотрудничестве с ведущими психологическими центрами и институтами СНГ и Зарубежья.

Аккредитация - это независимое заключение в пользу деятельности психолога от группы экспертов – настоящих профессионалов в этой области. Аккредитация является демократической процедурой, не заставляет всех в обязательном порядке проходить ее, но по-настоящему полезна для профессиональной практической деятельности психолога. Аккредитация является принятым явлением во всём мире, так как создаёт профессиональные сообщества с высоким уровнем качества. Качество работы не навязывается, а культивируется как глубокая человеческая ценность и культура в сфере образования и обслуживания.  Аккредитованный специалист признаётся профессионалом высокого уровня и имеет ряд преимуществ и социальных защит в своей сфере деятельности.

Порядок прохождения процедуры аккредитации психологов Республики Казахстан

Для того чтобы пройти процедуру аккредитации психологов Республики Казахстан, необходимо следующее:

1.Пройти обучение по практической психологии.

2.Написать заявление о прохождении процедуры аккредитации психологов Республики Казахстан.

3.Предоставить копию диплома о высшем психологическом образовании.

4.Предоставить копии сертификатов и свидетельств об обучении, прохождении личной психотерапии и супервизии. /Требования представлены в разделе «Критерии аккредитации»/.

5.Оплатить процедуру аккредитации.

После прохождения процедуры аккредитации выдаётся документ «Сертификат АККРЕДИТАЦИИ» ,подтверждающий соответствующий уровень квалификации/ аккредитации с указанием количества часов специализации психотерапевтических направлений.

Пятиуровневая система оценки:

                          Первый уровень – начальный – КОНСУЛЬТАНТ.

 

                        Второй уровень – базовый – АССОЦИИРОВАННЫЙ ТРЕНЕР.

 

                                Третий уровень – профессиональный – ТРЕНЕР.

 

                          Четвертый уровень – национальный – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР.

 

 

                Пятый уровень – международный – ТРЕНЕР МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА.

 

 Возможности, которые приобретает аккредитованный специалист:

·        Возможности осуществлять профессиональную практическую деятельность:

1)                   Первый уровеньаккредитации дает возможность ведение индивидуальной и групповой терапевтической и консультативной  работы в области изученной специализации.

2)                   Второй уровень дает возможность работать  индивидуально и в группе, как в  терапевтическом, так и в обучающем формате (краткосрочные тематические программы: 25-30 часов).

3)                   Третий уровеньаккредитации дает возможность работать в терапевтическом и обучающем формате, преподавать обучающие специализированные программы на региональном уровне.

4)                   Четвертый уровень, плюс к данным возможностям, дает право вести специализированные тренинги на национальном уровне, отдельные виды супервизии.

5)                   Пятый уровень, плюс к возможностям четвертого уровня, дает право работать на уровне международном.

 

·             Возможность прохождения аккредитации; общественное признание.

·             Льготы при прохождении обучения, супервизии и личной психотерапии по 5-10 % скидке у тренеров ЕИППП.

·             Информационную поддержку от ведущих специалистов в области практической психологии и психотерапии.

·             Постоянную связь с миром психологии; бесплатную рассылку информации о психологических съездах, семинарах, тренингах и др.

·             Приверженность к международным стандартам, личностный рост.

·             Возможность участвовать в различных психологических проектах и исследованиях.

·             Возможность стать тренером ЕИППП, проводить семинары-тренинги от ЕИППП.

·             Бесплатную рекламу в сети Интернет, на сайте ЕИППП.

·             Юридическую поддержку соответствующими сертификатами, свидетельствами и правами аккредитованного специалиста – тренера ЕИППП.

·             Возможность публиковать свои идеи в методических пособиях ЕИППП, журналах и сети интернет.

·             Возможность зарабатывать, сотрудничая и используя имя и поддержку ЕИППП.

·             Содействие в трудоустройстве, рекомендации от ЕИППП.

·             Возможность выхода на международный уровень работы через партнёров и поддержку ЕИППП.

Критерии аккредитации –

профессиональной оценки практического психолога

 в Республике Казахстан

Опираясь на  международные стандарты, выделяют пять критериев оценки, первые три из которых – основные и два последних - дополнительные:

1)       Количество пройденных тренинговых часов (обучение, групповая психотерапия);

2)       Количество пройденных часов практики с супервизией;

3)       Количество пройденных часов личной терапии;

4)       Личный опыт работы в часах (количество отработанных часов практики без супервизии);

5)       Общий стаж работы практическим психологом  (количество лет).

 

Пятиуровневая система оценки:

Первый уровень – начальный - КОНСУЛЬТАНТ: 600 часов прохождения  различных  тренинговых программ (интенсивы, декадники, частные специализированные курсы -  дополнительно к высшему психологическому образованию).

Второй уровень – базовый – АССОЦИИРОВАННЫЙ ТРЕНЕР: более 1000 часов прохождения различных тренинговых программ, 25 часов практики консультирования с супервизией, 15 – 25 часов личной терапии. Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 800 часов (из расчёта 2-3 часа в день). Опыт практической  профессиональной работы – более 1 года.

Третий уровень – профессиональный - ТРЕНЕРболее 1200 часов прохождения различных тренинговых программ, 75 - 100 часов практики консультирования с супервизией, 25 - 40 часов личной терапии. Нужно иметь специализацию в одном или нескольких направлениях (например: детская психотерапия, гештальттерапия, другие направления и иметь соответствующие документы: дипломы, сертификаты). Объём специализации – не менее 300 - 350 часов (из 800 общих часов).  Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 2500 часов. Опыт работы – более 3-5 лет.

 Четвертый уровень –национальный – НАЦИОНАЛЬНЫЙ ТРЕНЕР: более 2500  часов прохождения различных тренинговых программ,  250  часов – практики консультирования с супервизией, минимум 40 - 50 часов личной терапии. Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 5000 часов. Опыт работы – более 5-7 лет.

Пятый уровень – международный – ТРЕНЕР МЕЖДУНАРОДНОГО КЛАССА: составляет личное прохождение более 3500 часов тренинговых программ, 450  часов – практики консультирования с супервизией, 50 - 250 часов личной терапии (в зависимости от требований специализации). Личная практика без супервизии (тренинги и консультации) – более 10 000 часов. Опыт работы – более 10 лет. Обязательное участие в международных сертифицируемых программах и в тренерской работе на республиканском и международном уровне. Наличие публикаций и докладов международного уровня.

Дополнительная или эквивалентная система оценки:

1)       При оценке практического психолога в условиях отсутствия супервизии назначить эквивалентом за 1 час супервизии  15 часов сертифицированных программ, то есть, чтобы набрать 75 «супервизорских» часов, нужно к основным требованиям (к 800 часам на профессиональном уровне) дополнительно пройти 1125 часов различных тренинговых программ.

2)    Также возможно назначить эквивалентом за 1 час личной терапии 15 часов сертифицированных программ, то есть, чтобы «пройти» 25 часов личной терапии, нужно к основным требованиям (к 800 часам на профессиональном уровне) дополнительно пройти 375 часов различных тренинговых программ.

Таким образом, чтобы психологу засчитали профессиональный уровень, не проходя практику с супервизией и личную терапию, ему необходимо пройти более 2300 часов профессиональных тренинговых программ.

Возможность засчитывания через эквивалент часов практики с супервизией и личной терапией распространяется только на первые три уровня (начальный, базовый и профессиональный), так как национальный и международный уровни требуют полного выполнения всех требований.

3) Для практических психологов, получивших образование ещё в советское время и не имевших возможности получения профессионального практического обучения (его просто тогда не было), но которые проработали в практике более 15 - 20 лет и на личном опыте освоили в совершенстве методы практической психологии и психотерапии, и сейчас продолжают практиковать (консультации, тренинги, преподавание практической психологии и методологии психотерапии), предлагается присвоить звание “Заслуженного психолога Республики Казахстан” и присвоить профессиональный уровень квалификации (с выдачей соответствующего документа).

4) Преподавание      профессиональных     дисциплин     по практической  психологии   в   ВУЗах   для   психологов   засчитывать за опыт  работы  и   учитывать  эти   часы   как   личный  опыт   психолога   без супервизии и включать в общий стаж работы практическим психологом.

  Процедура аккредитации является важной составляющей профессионального роста и признания практического психолога. И чем раньше практические психологи начнут включаться в систему профессиональной оценки, тем быстрее достигнут международных требований. По прохождении аккредитации институт выдает специальный сертификат. Со временем может быть внедрена процедура лицензирования, которая будет опираться на результаты аккредитации. А к этому необходимо готовиться заранее, так как выполнение всех требований занимает много времени и энергии. Поэтому, необходимо развиваться с максимальными темпами и мотивацией!

 

ПАМЯТКА ПРЕПОДАВАТЕЛЯ СЕРТИФИЦИРОВАННЫХ ПРОГРАММ ЕИППП

 

  1. Преподавателем может быть специалист, имеющий не менее второго уровня аккредитации.
  2. Допуски к формату проведения:
  3. Второй уровень аккредитации: дает право вести терапевтические программы в рамках модальностей, в которой Специалист имеет специализации. По завершению терапевтических программ выдаются сертификаты о прохождении групповой терапии или сертификаты участия.
  4. Третий уровень аккредитации: плюс к допускам второго уровня, дает право вести обучающие семинары-тренинги на региональном уровне. По завершению данных семинаров, выдается сертификат участия или сертификат обучения (в зависимости от градации часов).
  5. Четвертый уровень аккредитации:  плюс к допускам предыдущих уровней, дает право проводить обучающие и специализированные программы на национальном уровне. По завершению данных программ клиенты получают сертификат обучения или специализации (в зависимости от формата, требований и градации часов).
  6. Пятый уровень аккредитации:  плюс к допускам предыдущих уровней, дает право проводить специализированные программы с присвоением квалификации на международном уровне.

 

  1. Перед запуском программы, Преподаватель подает в Центр обучения заявление на преподавательскую деятельность в рамках заявленной программы, и, пакет документов на рассмотрение.
  2. Создание новых форматов (обучающих и терапевтических) – приветствуется, важно:

4. 1.Сформировать аннотацию программы, обосновать актуальность, научность и прикладной аспект проекта, сформулировать цели и задачи.

4. 2. Разработать структуру,  программу и сигнальный лист.

4.3. Представить критерии оценки результативности образовательной программы, или

Критерии оценки терапевтического процесса (на выходе).

4.4.  Перечень требований для сертификации.

5. Пакет документов  сдается для утверждения в Центр обучения ЕИППП (проверка на авторство, отсутствие плагиата, исключение дублирования чужого авторского продукта).

6. После утверждение проекта программы на Ученом Совете: сдается дизайн программы (помодульно).

7.Заседание Ученого Совета Центра обучения ЕИППП проходит один раз в квартал: март, июнь, сентябрь, декабрь.

Примечание:Дублирование программ  обучающих, специализированных – невозможно и бессмысленно! Возможно партнерство в рамках одного научно-образовательного проекта разных Специалистов, имеющих соответствующую квалификацию.