Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

  Коляева М.В.,   Куликова Л.Г.

 Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ»  Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при  поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан.

В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных  кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные  методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий.

 Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

Министерство образования и науки

Республики казахстан, 2007

Евразийский Институт практической

психологии и психотерапии, 2007

 

 

 СОДЕРЖАНИЕ

 

1.    Введение………………………………………………………………  

 

2.    Программа укрепления семьи…………………………………….

                      Цели и задачи программы........................................................

2.2. Основные направления  «Программы укрепления семьи»

2.3.   О необходимости создания служб укрепления семьи …….

 

3.      Концепция службы укрепления семьи………………………….

3.1. Цели и задачи …………………………………………………..

3.2. Основные принципы и этические нормы………………………..

 

4. Основное содержание деятельности службы укрепления семьи

 4.1.   «Школа развития личности ребенка»

 4.1.1.   Цели и задачи    «Школы развития личности ребенка»         

 4.1.2.  Направления и содержание деятельности 

 4.2.   «Школа родителей

 4.2.1. Цели и задачи    «Школы родителей»        

 4.2.2. Направления и содержание деятельности

5. Семейная система как основа развития и становления личности ребенка

     5.1. Структура, функции и развитие семьи

     5.2. Семейные кризисы

5.2.1.  Семейныенормативныекризисы

5.2.2. Семейныененормативныекризисы

5.3. Возрастные психологические особенности развития ребенка  в семье.  

 

6. Методические основы  социально-психологического обследования  семьи

6.1. Психологическая диагностика структуры семьи

  6.1.1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»

  6.1.2. Тест «Семейная социограмма»

  6.1.3. Проективный рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»

  6.2. Основы проведения социально-психологического обследования детей

  6.2.1. Методика «Красивый рисунок»

  6.2.2. Методика «Моторная проба Шварцландера»

  6.2.3. Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат)

  6.2.4. Опросник Айзенка (подростковый 12-17 лет)

  6.2.5. Тест "Рисунок человека"

  6.2.6. Опросник «Шкала определения соперничества между детьми»

  6.2.7. Диагностика уровня личностной агрессивности

  6.3. Основы проведения  психологического обследования родителей

  6.3.1.Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера

  6.3.2. Опросник АСВ для родителей

  6.3.3. Тест-опросник родительского отношения к детям

  6.3.4. Оценка родительских способностей

   6.3.5. Опросник  для родителей «Типы воспитания детей»

6.4. Диагностика супружеских отношений

6.4.1.Опросник ПЭА  (понимание, эмоциональное притяжение, авторитетность)

7. Методы укрепления семьи

7.1.Семейная психотерапия

7.2.  Направления и школы   семейной психотерапии

7.2.1.  Школа Пало Алто

7.2.3. Семейная системная психотерапия

7.2.4. Стратегическая семейная психотерапия

7.2.5. Семейная поведенческая психотерапия

7.2.6.  Семейная коммуникативная терапия

7.2.7. Супружеская психотерапия

7.2.8. Семейное консультирование

7.3. Психотерапевтическая коррекция отношений в семье

7.4.   Методики семейной психотерапии

7.5. Работа с семьей. Постановка целей и задач

7.6. Этапы работы с семьей

7.6.1. Начало работыс семьей

7.6.2.Проведение первого интервью

 7.6.3. Средний этап работы с семьей

7.6.4. Принципы практической работы, используемые на среднем этапе работы с семьей

7.6.5. Завершающий этап работы с семьей

7.7. Техники семейной терапии

    

8. К вопросу профессиональной компетентности специалистов,  работающих с семьей

8.1. Теория и практика семейного психолога

8.2. Навыки эффективного консультирования в работе с семьей

8.2.1. Коммуникативная компетентность

8.2.2. Некоторые аспекты невербального общения

8.2.3. Вербальное общение

8.2.4. Типы вопросов в семейном консультировании

8.5.5. Техники активного слушания

 

9.   Приложения

 

10. Список литературы

1.ВВЕДЕНИЕ

Настоящее методическое пособие является обобщением  работы специалистов Евразийского Института практической психологии и психотерапии /далее ЕИППП/ и Казахской ассоциации психологов /далее КАП/ по укреплению семьи, профилактике семейных неблагополучий. Работа проводилась на базе практической центра ЕИППП  в рамках занятий «Школы развития личности ребенка» и «Школы родителей»,  в течение четырех лет функционирующего в Южно-Казахстанской области. В программе занятий с детьми, родителями, в целом, с семьей использовались теоретические и практические материалы зарубежных авторов (России, Англии, Франции), а также опыт практической работы авторов-составителей пособия  с семьями, переживающими кризис, опыт работы со специалистами органов  образования, детьми различных возрастов.

В 2003 г. сотрудниками ЮКФ РОО «Национальная Ассоциация психологов Казахстана» (после переименования в 2007г – ЮКФ ОО «Казахская Ассоциация психологов») была организована «Школа развития личности ребенка». Основная цель данного проекта  – оказание профессиональных психологических услуг детям  в возрасте до 18 лет, обеспечивающих эффективное формирование и развитие способностей и личностных особенностей ребенка в условиях его воспитания.  В 2007 году специалистами ЕИППП был обобщен и систематизирован опыт работы «Школы развития личности ребенка», проведены исследования в области динамики семейных отношений в результате психологической и психотерапевтической  работы с ребенком.

 В 2005 году сотрудниками   НАПК совместно с Акиматом и департаментом образования ЮКО при поддержке Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  были реализованы проекты «Оценка существующих услуг и развитие альтернативных форм ухода за детьми ЮКО» и «Создание Центра поддержки семьи в Южно-Казахстанской области». В 2006 году  в результате реализации данных проектов была разработана концепция и основное содержание Службы поддержки семьи Южно-Казахстанской области. В рамках данной службы была разработана программа работы с приемными родителями, включающая этапы подбора потенциальных родителей, обучения и сопровождения патронатных семей. В 2007 году специалистами Евразийского Института практической психологии и психотерапии данный опыт был расширен и применен  к кровнымсемьям, при работе с родителями.  Была создана «Школа родителей», основная цель которой - развитие   родительских и супружеских способностей, обеспечивающих эффективное взаимодействие членов семьи между собой. С родителями проводятся обучающие тренинги родительской и супружеской эффективности. Отдельные занятия проводятся совместно с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность межличностных детско-родительских взаимоотношений внутри семьи.

В данное методическое пособие вошли материалы, которые могут оказать помощь в работе по укреплению семьи.    Представлены программа укрепления семьи,  Концепция Службы укрепления семьи.  Даны рекомендации по работе с детьми и родителями, по укреплению детско-родительских и супружеских отношений.  Включены материалы, которые могут оказать неоценимую помощь специалистам, работающим с семьей: понятия семейной системы, методические основы  проведения социально-психологического обследования семьи, методы укрепления семьи, информация по подготовке специалистов к работе с семьями, рассмотрены  особенности  работы с детьми и с  родителями.

 

         2. ПРОГРАММА УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ

 

2.1. Цели и задачи программы

 

·  Улучшить качество жизни детей посредством повышения качества и доступности услуг, нацеленных на оказание разносторонней поддержки ребенку и семье.

·  Способствовать развитию услуг по укреплению семьи.

·  Обеспечить профессиональный индивидуализированный и дифференцированный подход к каждой семье и отдельным ее членам.

 

2.2. Основное направления  «Программы укрепления семьи»

 

«Программа укрепления семьи»  предназначена для работы с детьми и родителями, в целом с семьей.

В основе программы лежит принцип индивидуализированного и дифференцированного подхода к каждому ребенку и условиям его воспитания, которые обеспечивают его родители.  

Данная программа включает в себя   психологическую диагностику семьи и отдельных ее членов; психологическое консультирование семьи и отдельных ее членов; психотерапию семейных и возрастных кризисов; психологическую коррекцию личностных особенностей членов семьи; психологическую коррекцию межличностных  семейных отношений; профилактическую и реабилитационную работу с детьми и семьей;  формирование и развитие родительских способностей личности; формирование и развитие общих и специальных способностей ребенка; психологическое просвещение, развитие психологической грамотности членов семьи;  психологическое сопровождение семьи, координацию и социально-психологическую  помощь; мониторинг.

Общее количество часов – 240, из них – 100 часов для психологической работы с  родителями, и 120 часов – психологической работы с детьми. И 20 часов для  дальнейшей совместной работы. Программа включает в себя два направления:

1)    Постоянно действующий проект «Школа развития личности ребенка» /далее ШРЛР/.

2)    Функционирующая постоянно «Школа родителей».

 Данные направления «Программы укрепления семьи» включают 5 блоков.

 1. Психологическая диагностика.

 Психологические групповые исследования и индивидуальная психодиагностика направлены на выявление патогенных эмоциональных состояний ( в первую очередь, тревожности и напряженности) и тех индивидуально-психологических особенностей, которые могут провоцировать определенные сложности в развитии ребенка и выступать как фактор риска нарушения психического здоровья.

 Результаты психологической диагностики необходимы для определения программы последующей коррекционной работы психолога с ребенком/родителем, группой детей/родителей и в целом - семьей, выбора направления консультативного процесса, наиболее актуальной для «Школы развития личности» и «Школы родителей» тематики психологического просвещения, проверки эффективности психопрофилактических мер.

2.Психологическая коррекция.

Психокоррекция как комплекс психолого-педагогических воздействий направлена, с одной стороны, на устранение имеющихся у детей и родителей внутриличностных и межличностных конфликтов, отрицательных эмоциональных состояний и отклонений личностных свойств, а с другой на оптимизацию развития психологических процессов и гармонизацию личности ребенка и родителя, семьи в целом. Использование методов психологической коррекции и психотерапии помогает детям и родителям, с теми или иными особенностями равномерно  адаптироваться к изменяющимся семейным  условиям.

3.Психологическое просвещение.

Психологическое просвещение членов семьи на личностно-ориентированных занятиях ШРЛР и ШРЛ включает в себя передачу психологических знаний и развивающие обучение. Явное и латентное преподавание психологии на занятиях может выполнять трансляционную, обучающую, развивающую, формирующую, коррекционную и терапевтическую функции. Оно предполагает длительное психологическое сопровождение ребенка и родителя с ориентацией на целостную личность, с акцентом на внутренний мир, развитие самосознания и формирование эффективного копинг-поведения.

  Психологическое просвещение родителей предполагает передачу взрослым знаний о возрастных и других индивидуально-психологических особенностях детей и тех психологических установок, которые способствуют полноценному личностному здоровью ребенка, сохранению и укреплению его психического здоровья, а также препятствуют возникновению эмоционального перенапряжен7ия и конфликтов. Очень важно, чтобы в результате такого просвещения взрослые осознали свою ответственность за соблюдение этих условий в семье.

4.Психологическое консультирование– помощь в решении проблем, к которыми к психологу обращаются дети и взрослые.

 5. Психопрофилактическая работа.

Основными принципами психопрофилактической работы мы считаем:

-личностный подход к ребенку(независимо от его возраста, пола, социального положения, уровня интеллектуального развития, академической успеваемости и т.д.);

- учет возрастных особенностей ребенка;

- учет других индивидуальных особенностей, прежде всего, свойств и типа формирующейся личности;

-з нание и понимание содержания трудных с точки зрения самих детей жизненных ситуаций, которые могут провоцировать формирование патогенных состояний и вести к заострению черт личности;

- учет характера личностного реагирования ребенка на вредности, в том числе особенностей психологических защитных механизмов и копинг-поведения.

 Виды профилактики:

·      Непосредственное обучение, в ходе которого дети и родители приобретают знания и навыки, способствующие предотвращению психических нарушений;

·       Создание стабильной благоприятной атмосферы, уменьшающей возможность возникновения стрессовых ситуаций.

Более подробно содержание «Службы укрепления семьи» представлено в главе 4 данного методического пособия.

 

2.3. О необходимости создания службы укрепления семьи

 

В последнее время очень много рассматривается вопросов, касающихся правовой грамотности  детей.  Очень многое проводится информационно-просветительской деятельности, направленной на повышение правовой грамотности родителей. Важным и актуальным представляется работа по формированию и развитию психологической грамотности детей и родителей с целью профилактики неблагополучий в семье, выявлению проблемных особенностей и своевременной психологической помощи членам семьи.  

Данные вопросы решает служба укрепления семьи, которая включает в себя три основных направления:

1. Психологическое сопровождение  детей.

2. Психологическое просвещение родителей.

3. Работа  по укреплению семьи.

Данные направления лежат в основе психологических центров службы поддержки семьи «Школы развития личности ребенка» и «Школы родителей», функционирующих в г.Шымкенте на базе Евразийского Института практической психологии и психотерапии.