Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 3. КОНЦЕПЦИЯ СЛУЖБЫ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ

3.1. Цели и задачи

 

·       Улучшить качество жизни детей посредством повышения качества и доступности услуг, нацеленных на оказание разносторонней поддержки ребенку и семье.

·       Установить партнерские взаимоотношения с организациями и структурами гражданского общества  целью информационно-просветительской работы с семьями по вопросам психологической грамотности.

·         Способствовать   эффективному развитию ребенка в биологической семье путем психологического сопровождения  ребенка.

·       Способствовать   эффективному развитию ребенка в биологической семье путем психологического сопровождения  на основе сотрудничества с родителями.

 

3.2. Основные принципы и этические нормы

 

Принципы, на которых основана работа   с семьей,  подробно описаны нами в «Методическом пособии для сотрудников Центра поддержки семьи» [1, 5].  

Мы представим наиболее приоритетные, касающиеся работы с семьей.

·       Семья – единственно возможное наилучшее место для нормальной жизни и развития ребенка.

·        Кровная семья лучше для ребенка, чем любая другая, основная работа должна проводиться по предотвращению семейного неблагополучия.

·        Уникальность каждого случая предопределяет многообразие ситуаций, следовательно, необходима гибкая форма помощи.

·       Партнерство   – основной принцип взаимодействия всех сторон.

·        Мобильность службы – первый залог успеха в работе с  семьей.

 

К основным этическим нормам работы психолога в «Школе развития личности» и «Школе родителей», относятся:

üкомпетентность– оказание только такой помощи и использование только таких методических приемов, в которых психолог приобрел квалификацию путем обучения, тренинга или опыта. В тех областях, где признанные стандарты отсутствуют, рекомендуется использование аккуратных суждений и адекватных мер предосторожности для защиты благополучия детей и взрослых, с которыми работают психологи;

üчестность и профессиональную ответственность.В своей деятельности психолог является честным, беспристрастным и ответственным специалистом. Уважительно относится к окружающим. Стремиться вносить ясность в те социальные роли, которые исполняет, и функционирует в соответствии с этими ролями;

üуважение человеческих прав и достоинств.Психолог уважает право индивида на личную жизнь, конфиденциальность, самоопределение и автономию. Проводя диагностические и коррекционные процедуры, он получает осведомленное согласие у детей, их родителей (или взрослых, заменяющих родителей). Психолог осознает культурные, индивидуальные и ролевые различия клиентов ( в том числе возрастные, половые, этнические, религиозные, а также различия, связанные с инвалидностью и социально-экономическим статусом) и стремиться устранить в своей работе влияние предрассудков, связанных с этими факторами;

üзаботу о благополучии окружающих. Своими действиями психолог стремиться внести вклад в благополучие тех детей и взрослых, с которыми взаимодействует. Ответственно разрешает возникающие конфликты. Внимательно относится к реальным и приписываемым ему различиям в возможностях с другими людьми. Не эксплуатирует и не вводит в заблуждение других людей в течении и по окончании профессиональных отношений;

üсоциальную ответственность.Свое знание психологии специалист делает публичным, для того чтобы внести вклад в благополучие людей. Он озабочен причинами человеческих страданий и работает над тем, чтобы избегать их.

По нашему мнению, учет этих принципов и этических норм не только позволяет сделать психопрофилактическую работу в «Школе развития личности ребенка» и «Школы родителей» более эффективной, но также выступает одним из важнейших психогигиенических условий, направленных на укрепление и сохранение семьи.

 

4.  ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 СЛУЖБЫ УКРЕПЛЕНИЯ СЕМЬИ

 

 

 4.1.   «Школа развития личности ребенка»

В 2003 г. сотрудниками ЮКФ РОО «Национальная Ассоциация психологов Казахстана» (после переименования в 2007г – ЮКФ ОО «Казахская Ассоциация психологов») была организована «Школа развития личности ребенка». Основная цель данного проекта  – оказание профессиональных психологических услуг детям  в возрасте до 18 лет, обеспечивающих эффективное формирование и развитие способностей и личностных особенностей ребенка в условиях его воспитания.

 В 2007 году психологами Евразийского Института практической психологии и психотерапии, совместно со специалистами Казахской Ассоциации психологов был обобщен и систематизирован опыт работы «Школы развития личности ребенка», проведены исследования в области динамики семейных отношений в результате психологической и психотерапевтической  работы с ребенком.

Занятия проводятся с  использованием приемов: арт-терапии, нейро-лингвистического программирования, психодрамы, танцевально-двигательной психотерапии, телесно-ориентированой психотерапии, эриксоновского гипноза, гешиальт-терапии  и мн.др .

 

 

4.1.1. Цели и задачи    «Школы развития личности ребенка»

 

 Цель «Школы развития личности ребенка»:  всестороннее гармоничное  развитие личности с учетом индивидуальных особенностей и  ресурсов.

          Основные задачи:

·       психодиагностика и психокоррекция детско-родительских отношений

·       психологическая коррекция проблемных особенностей личности (агрессивного поведения,  тревожности, неуверенного поведения, страхов, тревожности и т.п.);

·       формирование и развитие навыков эффективного общения;

·       психотерапия возрастных кризисов;

·       профилактика возрастных кризисов;

·       психотерапия посттравматических стрессовых расстройств;

·       психотерапия физического насилия;

·       формирование навыков ораторского мастерства;

·       формирование   этикетного поведения;

·       развитие навыков предотвращения конфликтных ситуаций;

·       развитие уверенности и лидерских способностей;

·       психологическая подготовка к учебе в школе;

·       развитие познавательной активности и мотивации к учебной деятельности;

·       развитие познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, всех типов  мышления);

·       развитие специальных  и творческих способностей;

·       профессиональное самоопределение на основе интересов, способностей и задатков;

·       формирование модели успешности с учетом индивидуальных возможностей и способностей ребенка.

 

4.1.2. Направления  и содержание деятельности

 «Школы развития личности ребенка»

 

В «Школе развития личности» проводятся различные  тренинговые программы:

 

1.    «На уровень вверх»- для подростков  10-13 лет – программа направлена на:

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция особенностей личности.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция детско-родительских отношений.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Развитие необходимых деловых и личностных качеств (организаторских, лидерских).

·       Развитие навыков эффективного общения и этикета поведения, рационального поведения в конфликтных ситуациях.

·       Развитие познавательных способностей (память, внимание, мышление, воображение).

·       Профилактика и  снятие психоэмоционального напряжения.

  2. «В мире моего «Я»  - для подростков и юношества 14-16 лет – программа направлена на:

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция особенностей личности.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция детско-родительских отношений.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Развитие   лидерских качеств.

·       Развитие навыков эффективного общения со сверстниками, родителями, представителями противоположного пола.

·       Развитие навыков ораторского мастерства. 

·       Содействие в профессиональном самоопределении.

  3.  «Мое будущее» - для юношей и девушек 17-20 летпрограмма направлена на:

·       Познание себя, человеческих отношений, определения своего жизненного сценария.

·       Совершенствование коммуникативных умений, навыков предотвращения конфликтов.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Личностное самосовершенствование, нахождение своего места в жизни.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция особенностей личности.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция детско-родительских отношений.

·       Постановка целей на будущее,  способы достижения поставленных целей.

     4.«Гармония в развитии»- для детей 7-9 лет. Основное содержание программы:

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция особенностей личности.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция детско-родительских отношений.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Развитие адаптивных способностей (общительность, умение работать в коллективе, со сверстниками).

·       Коррекция личностных особенностей (страхи, тревожность, агрессивность, неуверенность в себе).

·       Развитие качеств необходимых для успешной учебы.

·       Формирование и развитие познавательных процессов (память, внимание, мышление).

     5. Программа развития способностей   для    детей 7 - 9 лет.

·       Школьная адаптация.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция особенностей личности.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция детско-родительских отношений.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Психологическая диагностика и коррекция личностной сферы.

·       Развитие познавательной способностей.  

6. «Скоро в школу»- для детей 5-6  лет.     Основное содержание программы:

·       Психологическая подготовка детей  к школе.

·       Расширение словарного и общепонятийного аппарата.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Развитие, необходимых для учебы, личностных качеств ребенка.

·       Формирование и развитие мыслительных операций, воображения.

·       Формирование и развитие мелкой и крупной моторики.

 6. «Путешествие в страну ЖИЗНИ» - для детейот 3,5 до 4, 5 лет. В основе программы:

·       Формирование и развитие навыков общения.

·       Психологическая диагностикаи психологическая коррекция особенностей личности.

·       Психологическая диагностика и психологическая коррекция детско-родительских отношений.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Формирование произвольности  поведения, развитие творческой фантазии.

·       Формирование нравственных понятий.

·       Расширение знаний детей об окружающем мире.

·       Психокоррекцию нежелательных черт характера.

·       Снятие психо-эмоционального напряжения и агрессивности.

 

7. «Окно в МИР  РЕБЕНКА» - тренинг  для родителей с детьми (от 5 до 11 лет).   Взаимодействие детей и родителей в психологическом тренинге  позволяет изменить  обычные, неэффективные механизмы взаимоотношений между детьми и родителями и другими членами семьи:

·       Психотерапия и психологическая профилактика возрастных и семейных кризисов.

·       Непонимание, обидчивость, агрессивность, капризы.

·       Непослушание, упрямство, импульсивность детей.

Совместные занятия   обеспечивают родителям и детям лучшее понимание друг друга.