Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 4.2.  «Школа родителей»

 В 2005 году сотрудниками   Национальной Ассоциации психологов Казахстана, совместно с Акиматом и департаментом образования ЮКО, при поддержке Детского Фонда ООН ЮНИСЕФ  были реализованы проекты «Оценка существующих услуг и развитие альтернативных форм ухода за детьми ЮКО» и «Создание Центра поддержки семьи в Южно-Казахстанской области».

 В 2006 году  в результате реализации данных проектов была разработана концепция и основное содержание Службы поддержки семьи Южно-Казахстанской области. В рамках данной службы была разработана программа работы с приемными родителями, включающая этапы подбора потенциальных родителей, обучения и сопровождения патронатных семей.

В 2007 году психологами Евразийского Института практической психологии и психотерапии, совместно со специалистами Казахской Ассоциации психологов был обобщен и систематизирован опыт работы. Данный опыт был расширен и применен  к кровнымсемьям, при работе с родителями. 

Была создана «Школа родителей», основная цель которой - развитие   родительских и супружеских способностей, обеспечивающих эффективное взаимодействие членов семьи между собой. С родителями проводятся обучающие тренинги родительской и супружеской эффективности. Отдельные занятия проводятся совместно с детьми, что позволяет значительно повысить эффективность межличностных детско-родительских взаимоотношений внутри семьи.

Программа основана на использовании приемов: арт-терапии, нейро-лингвистического программирования, психодрамы, танцевально-двигательной психотерапии, телесно-ориентированой психотерапии, эриксоновского гипноза, гешиальт-терапии  и мн.др .

 

4.2.1. Цели и задачи    «Школы родителей»

Программа «Школа родителей» предназначена для тех, кто хочет быть более эффективным и счастливым в своей семье,  улучшить детско-родительские, родительско-детские и супружеские отношения, научиться более спокойно реагировать на «внешние» раздражители, позволить себе иначе взглянуть на себя, своих близких, на семейные  взаимоотношения.

Посетив программу, родители учатся  лучше понимать своего ребенка, супруга, самого себя. Родители начинают  понимать причину гнева ребенка, обиды  супруга(и) и многие другие чувства своего окружения.

          Основные задачи:

·       Психодиагностика и психокоррекция  родительско-детских отношений.

·       Психологическая коррекция проблемных особенностей личности (агрессивного поведения,  тревожности, неуверенного поведения, страхов, тревожности и т.п.).

·       Развитие родительских способностей.

·       Развитие  супружеских  способностей.

·       Формирование модели успешного родителя с учетом индивидуальных возможностей и способностей личности.

·       Психотерапия семейных кризисов.

·       Профилактика семейных кризисов.

·       Психотерапия возрастных кризисов.

·       Профилактика возрастных кризисов.

·       Развитие навыков эффективного общения.

·       Развитие навыков эффективного поведения в конфликтных ситуациях.

·       Развитие навыков эффективного общения развитие уверенности и лидерских способностей.

·        Формирование   этикетного поведения.

·       Развитие навыков предотвращения конфликтных ситуаций.

 

      4.2.2.Направления и содержание деятельности «Школы родителей»

 

Программа включает в себя следующие тематические блоки:

 1.Тренинг родительской эффективности

·                      Какой Я РОДИТЕЛЬ.  

·                      Самопознание родительских способностей.  

·                      Создание образа ИДЕАЛЬНОГО РОДИТЕЛЯ.

·                   Повышение родительской эффективности.  

 2.   Такие разные дети

·       Эффективные взаимоотношения с детьми.  

·       Навыки взаимодействия с тревожными детьми.  

·       Навыки взаимодействия с агрессивными и гиперактивными детьми.

·       Взаимодействие с аутичными детьми.  

  3.Тренинг семейных отношений. Родительство. 

·       «Мой стиль родительства»

·       Трудно быть «Богом»

·       «Играем вместе»

·       «Семья моей семьи»

  4. Тренинг супружеской  эффективности. 

·       Развитие навыков эффективного супружеского общения

·        «Семейная история»

·       Понятие семейных кризисов

·       Психотерапия семейных кризисов

5. Тренинг детско-родительских отношений

·       Психодиагностика и психокоррекция детско-родительских отношений.

·       Базовые потребности ребенка.

·       Психотерапия детско-родительских отношений.

6.Работа с семейной историей.

·       Диагностика семейной истории

·       Психокоррекция семейной истории

·       Создание модели «Идеальной семьи»

Занятия имеют постоянный характер. Группы встреч проводятся два раза в неделю, по вечерам.

5.СЕМЕЙНАЯ СИСТЕМА –

 КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ И СТАНОВЛЕНИЯ ЛИЧНОСТИ

 

5.1.  Структура, функции и развитие семьи.

 

Структура. Семейную систему можно рассматривать как единое об­разование, обладающее определенными особенностями структуры, функционирования и развития. В структурном отношении всякая нуклеарная семья включает в себя четыре основные группы подсистем. Первая состоит из отдельных людей — членов семьи; вторая образована диадой муж—жена; третья — сиблингами, четвертая — диадами родитель—ребе­нок. Подсистемы каждой группы имеют определенные грани­цы, потребности и ожидания [2].  Хорошо сбалансированная се­мейная система способна обеспечить удовлетворение потреб­ностей всех входящих в нее подсистем. Кроме того, семья должна взаимодействовать с различными элементами супер­системы — значимыми для нее другими лицами: друзьями, соседями, представителями социума. На рисунке ниже показано вза­имодействие между различными системными элементами семьи и ее внешнего окружения.

  Функции. Функции семьи тесно связаны с развитием ее структур­ной организации. Особенности семейного уклада влияют на характер взаимоотношений ее членов друг с другом и с внеш­ним окружением.

Разделяют два основных аспекта семейного функциони­рования:

1)         актуальные функциональные обязанности, деле­гируемые членам семьи ее социальным окружением;

2)          поведенческие феномены и процессы, проявляющиеся в семье.

Основными функциями, делегируемыми членам семьи ее социальным окружением являются: обеспечение выжива­ния, защита семьи от внешних повреждающих факторов, за­бота членов семьи друг о друге, воспитание детей, создание физических, эмоциональных, социальных и экономических предпосылок для индивидуального развития членов семьи, поддержание их тесных эмоциональных связей друг с другом, а также социальный контроль за поведением друг друга.

 За последние 100 лет функции семьи в нашем обществе сильно изменились. В свое время основной являлась эконо­мическая функция, тесно связанная с физическим выжива­нием членов семьи. Благодаря промышленной революции, развитию технологий и системы социальной защиты эконо­мическая функция семьи утратила свою значимость, а роль социально-психологической функции заметно повысилась. В настоящее время своей основной обязанностью многие семьи считают не столько создание условий для своего эконо­мического выживания, сколько обеспечение членами семьи взаимной психологической поддержки друг друга.

Общаясь с родителями и друг с другом, дети готовятся к встрече с социумом. Семья, таким образом, создает для них определенные модели социального поведения и учит спосо­бам социального взаимодействия. В настоящее время призна­ется также, что в социализации ребенка большую роль играет его общение со сверстниками и представителями школьного окружения. Тем не менее, оценивая происходящее в социаль­ной жизни, ребенок опирается прежде всего, на опыт своего общения с близкими родственниками. Таким образом, усво­енные ребенком в семье модели поведения в значительной степени определяют его последующий социальный опыт.

 Развитие. Системный подход, используемый в семейной психоте­рапии, предполагает учет того, на какой стадии развития на­ходятся как отдельные члены семьи, так и вся семья в целом. В идеале развитие членов семьи и семейной системы должно быть взаимосвязано. Однако во многих случаях оно приобре­тает патологический характер. Представим себе, например, что у 15-летней девочки-подростка появляется ребенок. Мы знаем, что этот возраст является временем активного освое­ния подростком социального опыта и формирования его са­мосознания. Если же на подростка ложится бремя ответствен­ности за другого человека, он должен отодвинуть свои лич­ные потребности на второй план. Кроме того, побуждения и взгляды подростка характеризуются амбивалентностью. Он остро нуждается в заботе со стороны других людей и в то же время стремится к независимости. Таким образом, необхо­димость в уходе подростка за другим человеком существенно осложнит его развитие.

В процессе своего развития семья как единая система проходит ряд стадий. Развитие семьи начинается с создания брачного союза, переходя на новый уровень при появлении в семье первенца, а затем и новых детей. В первые годы суще­ствования семьи ее развитие тесно связано с необходимостью ухода за маленькими детьми. С поступлением детей в школу дистанция между ними и родителями начинает быстро уве­личиваться. В процессе обретения детьми независимости от родителей те вынуждены пересматривать смысл и задачи сво­его существования. Когда дети покидают семью, супруги ос­таются в одиночестве и бремя забот с них спадает. В идеале этот процесс должен протекать постепенно, что предоставляет родителям и детям — по мере взросления последних — воз­можность подготовиться к принятию новой системы потреб­ностей и ожиданий. На деле, однако, многие родители оказы­ваются не готовыми к этому, поскольку в течение первых 15 лет совместной жизни посвящали себя, в основном, заботе о детях и часто игнорировали иные, не связанные с ними, по­требности и роли.