Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 5.2. Семейные кризисы

Семейный кризис – состояние семейной системы, характеризующееся нарушением гомеостатических процессов, приводящих к  фрустрации привычных способов функционирования семьи и невозможности справиться с новой ситуацией, используя старые модели поведения[3] .

В семейном кризисе можно выделить две потенциальные линии дальнейшего развития семьи:

1. Деструктивная, ведущая к нарушению семейных отношений и содержащая опасность для их существования.

2. Конструктивная, заключающая в себе потенциальную возможность перехода семьи на новый уровень функционирования.

 

5.2.1.  Семейныенормативныекризисы

Выделяют типичные кризисы семьи, которые в психологии считаются нормативными, через которые проходят многие семьи.

Прежде всего, кризисом является сам факт вступле­ния в брак [4]. Особенно если свадьбе предшествовал букетно-конфетный период романа, во время которого люди воспринимают друг друга через розовые очки. Вступление в брак приводит к изменению образа жизни, смене социаль­ного статуса. Для женщин перемена фамилии может при­водить к «кризису идентичности», по Эриксону. Меняется характер быта, появляются новые родственники, к кото­рым нужно привыкнуть, меняются даже гастрономичес­кие пристрастия супругов.

Этот период — период адапта­ции супругов друг к другу — длится в течение первого года. И по окончании первого года совместной жизни появляет­ся кризис первого года жизни в браке. За это время супру­ги притираются друг к другу и выходят из кризиса с пони­манием ответственности друг перед другом и перед семь­ей, либо появляется желание расстаться, и брачная проба считается неудачной. Первый пик разводов — после пер­вого года совместной жизни.

Второй кризисв семье может проявиться после рож­дения первого ребенка, даже если этот ребенок является желанным. Опять меняется уклад жизни, меняется рас­пределение нагрузок в семье. Если молодая мать полнос­тью уходит в заботы о ребенке, что вполне естественно, многими мужьями это воспринимается как потеря вни­мания к ним, любимым: «Неужели этот орущий кусок мяса тебе дороже, чем я?» Некоторые мужчины ревниво относятся к заботам о ребенке, воспринимая это так, что ребенок отнял у них любовь и заботу жены.

Следующий кризис связан с появлением второго ребен­ка в семье, особенно если разница в возрасте у детей свыше 5-ти, 7-ми лет. Между детьми начинается соперничество, которое выражается в том, что дети начинают тянуть «оде­яло» родительской любви на себя. У более старших детей появляются признаки ревности, злобного отношения к ма­ленькому. Иногда это проявляется в нарочитой детскости поведения, ребенок начинает сюсюкать, имитируя себя в более младшем возрасте, чтобы к нему относились так же, как к маленькому, с повышенной заботой и вниманием. От роди­телей требуется очень большое терпение и понимание того, что происходит с ребенком на этой стадии.

Кризис в отношениях может возникнуть после того, как ребенок начинает посещать детский сад или шко­лу. К этому времени материнская стирка пеленок отхо­дит на второй план, и ребенку все чаще и чаще требуется отцовское влияние, а многие отцы оказываются к этому не готовы или отстраняются от воспитательной роли, ограничивая свою функцию только финансовым обеспече­нием семьи. В семьях возникают трения по проблемам воспитания детей, отношениям к ценностям, материаль­ным, духовным и так далее.

Следующий период представляет собой совпадение по времени двух кризисов: это подростковый кризис у детей и кризис 40-летних у их родителей. В этом воз­расте родители переоценивают свои ценности, а дети бун­туют, требуя предоставления больших полномочий, оспа­ривают родительскую власть. Наложение двух кризисов приводит к тому, что семья начинает разрываться изнут­ри, раздираемая противоречиями.

Второй пик разводов приходится именно на возраст 40-45 лет. Это как раз происходит после 10-15 лет со­вместной жизни. Это второй переломный кризисный пе­риод в жизни семьи.

Далее — критический период, связанный с профессио­нальным самоопределением подросших детей. В нынешних условиях экономического спада, возрастающей конкурен­ции, увеличения сложности получения образования мно­гие родители опасаются за будущее своих детей, вклады­вают в них большие финансовые и моральные вклады, пытаясь обеспечить их профессиональное будущее. При этом очень часто интересы детей учитываются родителя­ми очень своеобразно. И многие трения возникают имен­но на этой почве.

Следующий кризисный период в развитии семьи — это выход одного или обоих супругов на пенсию. Этот пе­риод оказывается тяжелым для людей с лидерскими на­клонностями, привыкшими проявлять себя в профессио­нальной деятельности. И если они не находят для себя адекватного замещающего занятия, то у них возникает ощущение неудовлетворенности жизнью, собственной бесполезности. У некоторых мужчин этот этап сопровожда­ется таким явлением, как гонка за молодостью, когда человек пытается в новых социальных и сексуальных от­ношениях реализовать себя и доказать всем, что он «еще ого-го». Именно на этот период приходится третий пик разводов и второй пик суицидальных попыток в пожи­лом возрасте. Именно в этот период взрослые дети отде­ляются от родительской семьи, уходят жить собственной жизнью, в собственные семьи, и супруги остаются как бы глаза в глаза. Многие оказываются не готовы к такому тесному эмоциональному и физическому общению и имен­но в этот период чаще всего встречаются разводы в пожи­лом возрасте.

Но помимо нормативных кризисов семья может стал­киваться с другими явлениями, которые оказывают на нее неблагоприятное воздействие: война, экономический кризис, стихийное бедствие, внезапная болезнь кого-то из супругов, длительная разлука, смерть кого-то из членов семьи, изменение жизненного уровня семьи, обострение жилищной проблемы, особенности ведения домашнего хозяйства. Не все семьи справляются с появившимися перегрузками. И тогда крахом семьи выступает развод.

В таком случае очень сильно переживают дети.

Описывают три типа реакций детей на развод: побе­дители, проигравшие и уцелевшие [4].

Победители получают от развода родителей опреде­ленные выгоды: воскресные папы балуют их, они шанта­жируют матерей тем, что уйдут к папе жить, и развод приносит им усиление внимания со стороны близких.

Проигравшие. Это дети, которые в зависимости от об­стоятельств продолжают страдать. Отношение оставше­гося члена семьи к ребенку резко ухудшается, особенно если ребенок внешне похож на ушедшего супруга.

Уцелевшие — это те дети, которые смогли активно справиться с переживаниями, и при этом они становятся более внимательными, более чувствительными, не только к близким, но и к остальным людям. Из травматического опыта дети выносят понимание важности близких эмо­циональных отношений.

 

5.2.2.  Семейныененормативныекризисы

Ненормативный кризис – это кризис, возникновение которого потенциально возможно на любом этапе жизненного цикла семьи и связано с переживанием негативных жизненных событий, определяемых как кризисные [3].

Р.Хилл выделил три группы факторов, приводящих к возникновению семейных кризисов [6]:

1. Внешние затруднения (отсутствие собственного жилья, работы и др.).

2. неожиданные события, стрессы (семья или один из ее членов становится жертвой террористического акта, автомобильной, железнодорожной или  авиакатастрофы и др.).

3. Внутренняя неспособность семьи адекватно оценить и пережить какое-либо семейное событие, рассматриваемое ею в качестве угрожающего, конфликтного или стрессового (серьезная болезнь или смерть одного из членов семьи, супружеская измена, развод и др.).

В каждом ненормативном кризисе можно выделить следующие взаимосвязанные компоненты[3]:

1. Кризисное событие.

2. Восприятие и понимание членами семьи происходящего.

3. Отношение членов семьи к данному событию и особенности его переживания ими.

4. Изменения в семейной системе.

5. Возможные индивидуальные и общесемейные способы выхода из кризиса.

Большинство ненормативных семейных кризисов имеет свои закономерности протекания.

5.3. Возрастные психологические особенности развития ребенка в семье

Изучение особенностей развития ребенка в семье невозможно без деления на возрастные периоды, именно поэтому, выявляя закономерности развития ребенка, многие авторы прибегают к созданию периодизаций. Одна из первых возрастных периодизаций, в которой большое место отводится детству, была создана в рамках психоанализа З. Фрейдом [7].  Фрейд основным критерием развития человека считает его сексуальность. До года эрогенной зоной, т.е. участком тела, стимуляция которого сопровождается получением приятных ощущений, является слизистая оболочка рта и губ. Отсюда название первого периода жизни младенца - оральная стадия. От года до трех эрогенной зоной становится слизистая оболочка  кишечника. Эта стадия получила название анальной. В этом возрасте ребенка учат быть опрятным, и поэтому он приобретает такие личностные особенности, как аккуратность, упрямство, скрытность, агрессивность и  др. Вслед за анальной стадией идет фаллистическая (от 3 до 5 лет), в которой проявляется наивысшая степень детской сексуальности.

Несколько иные критерии легли в основу периодизации другого выдающегося психолога, последователя З.Фрейда, Э. Эриксона [8].  . Развитие ребенка обусловлено уровнем культуры и экономики общества, в котором он живет. «Каждая последующая стадия и соответствующий ей кризис определенным образом соотносится с одним из базисных элементов общества по той простой причине, что цикл человеческой жизни и институты человека эволюционировали вместе»

Первый этап(от рождения до года) получил название «базисное доверие против базисного недоверия» [9]. На этом этапе чрезвычайно важной вехой является формирование позитивных отношений матери с ребенком. Если мать проявляет чуткую заботу по отношению к потребностям малыша, любовь и нежность, ребенок начинает чувствовать, что у него все в порядке, что он является самим собой и что его поведение соответствует ожиданием других людей. Младенец приобретает чувство доверия к миру, отсутствие которого влечет за собой ряд серьезных расстройств и заболеваний.

Вторая стадия, соответствующая возрастному периоду от года до трех лет, получила название «автономия против стыда», завершение которого обеспечивает проживание кризиса «Я сам».  Быстрый темп развития ребенка делает его более самостоятельным. Родители все чаще начинают прибегать к контролю, ограничениям и запретам. Постоянные одергивания создают основу для возникновения у ребенка чувства собственной ничтожности. «Чрезмерное пристыживание приводит не к истинной правильности поведения, а к скрытой решимости попытаться выкрутиться из положения, незаметно ускользнуть, если, конечно, эта чрезмерность не кончается вызывающим бесстыдством» [9]. Ребенок может приобрести чувство сомнения и стыда и уже в этом возрасте начнет бросать вызов обществу в виде детских проклятий и грубых выражений. Поэтому задача взрослых состоит в том, чтобы научиться уважать детскую автономию и не подавлять ее чрезмерно. Только в том случае ребенок будет идти дальше по жизни с чувством справедливости и войдет в следующий возрастной период, который называется «инициатива против чувства вины», полноправным членом общества.

Третий этап «Инициатива или чувство вины»Дети в возрасте 4-5лет переносят свою исследовательскую активность за пределы собственного тела. Они узнают, как устроен мир и как можно на него воздействовать. Мир для них состоит из реальных, так и из воображаемых людей и вещей. Если их исследовательская деятельность в целом эффективна, они научаться общаться с людьми и вещами конструктивным способом и обретают сильное чувство инициативы. Однако если их строго критикуют или наказывают, они привыкают чувствовать себя виноватыми за многие свои поступки.

4. «Трудолюбие или чувство неполноценности».В возрасте от 6 до 11 лет дети развивают многочисленные навыки и умения в школе, дома и среди своих сверстников. Согласно теории Эриксона, чувство «Я» значительно обогащается при реалистичном росте компетенции ребенка в различных областях. Все большее значение приобретает сравнение себя со сверстниками. В этот период особенно сильный вред наносит негативное оценивание себя по сравнению с другими.

5. Подростковый период от 11-16 лет.  Данный период сопровождаетсякризисом социального развития, напоминающий кризис трех лет «Я сам», но теперь это «Я сам» реализуется в социальном смысле. Данный кризис характеризуется определенной остротой, Симптомы кризиса следующие:

          1) Наблюдается снижение продуктивности учебной деятельности даже в тех областях, в которых ребенок явно одарен.

          2) Негативизм. Иногда эту фазу и называют фазой второго негативизма по аналогии с кризисом трех лет. Ребенок как бы отталкивается от среды, он враждебен, склонен к ссорам, нарушениям дисциплины, испытывает внутреннее беспокойство, недовольство, стремление к одиночеству. У мальчиков негативизм проявляется ярче и чаще, чем у девочек, хотя начинается позже, в 14-16 лет.

          Поведение подростка во время кризиса не обязательно имеет негативный характер. Выготский пишет о трех вариантах поведения [8].

          Первый вариант – негативизм ярко выражен во всех областях жизни подростка. Причем это длится от нескольких недель до нескольких месяцев. Такая реакция наблюдается у 20 % подростков.

          При втором типе ребенок – потенциальный негативист. Негативизм проявляется лишь в некоторых жизненных ситуациях, главным образом как реакция на отрицательное влияние окружающей среды: семейные конфликты, угнетающее действие обстановки, давление взрослых. Таких детей большинство, примерно 60%.

          И третья ситуация – когда негативных  явлений нет вовсе. Она встречается у 20 % детей.

          В подростковом возрасте резко возрастает чувствительность детей к различного рода психотравмам, конфликтам, утратам, неприятностям.

          Особое значение имеют две группы факторов, имеющих хронический характер: это неправильное воспитание и конфликтные ситуации.

          Во вторую группу включаются следующие ситуации эмансипационный конфликт, в том числе отправление свободой, конфликт на основе реакций группирования со сверстниками, насильственное лишение, прерывание общения со сверстниками, отвержение, неумение вступать в контакты, повышенное нереализуемое притязание на лидерство, конфликт на основе комплекса собственной неполноценности (действительной или воображаемой), конфликт на почве краха завышенных притязаний, конфликт на основе невозможности удовлетворения высоких требований к самому себе.

          Из приведенного перечисления видно: в значительной степени психологические конфликты подростка – это конфликты не только с самим собой, но практически всегда с непосредственным окружением.

          В этот период отмечается повышенная утомляемость подростка, при этом неблагоприятно влияет на психическое здоровье не сама по себе умственная нагрузка,  а неправильно организованный учебно-образовательный процесс, несоблюдение требований психогигиены обучения, недостаток свободного времени для реализации личных потребностей, конфликтные отношения на разных уровнях в период обучения.

          Именно в этом возрасте появляется первый пик суицидальной активности, возникает риск негативных зависимостей, связанных с осознанием и переживанием психологического кризиса.

          Особенно чувствительны к последствиям психологического кризиса следующие категории подростков: подростки, перенесшие насилие, ставшие жертвами жестокого обращения в семье в различных бытовых ситуациях, подростки, перенесшие психическую травму в связи со смертью родителей, с потерей близких, подростки оказавшиеся в ситуации развода родителей, застенчивые подростки, подростки, перенесшие аборт и другие серьезные медицинские вмешательства, одаренные дети, уже имеющие высокие результаты по сравнению со своими сверстниками.

          В этот период резко возрастает недовольство своим телом, раздражительность, вызванная гормональными перестройками, глубоко меняется отношение к миру, возникает потребность в независимости, появляется грубость, цинизм, нонконформизм.

           Многие подростки тяжело переживают стремление быть таким, как все, и одновременно не похожим ни на кого, не таким, как все.

В данный период дети осознают целый ряд разных ролей - ученика или друга, старшего брата или сестры, ученика спортивной или музыкальной школы и т.п. В отрочестве и юности важно разобраться в этих различных ролях и интегрировать их в одну целостную идентичность. Юноши и девушки ищут базисные ценности и установки, охватывающие все эти роли. Если им не удается интегрировать стержневую идентичность или разрешить серьезный конфликт между двумя важными ролями с противоположными системами ценностей, результатом становиться то, что Эриксон называет диффузией идентичности.                                     

6. Ряд исследователей выделяет юношеский кризис 17-19 лет и отмечают три общих способа преодоления кризисных ситуаций в этом возрасте.

          Первый – это эффективное разрешение кризисных ситуаций благодаря осознание смысла использования конструктивных копинг-стратегий, внутренних ресурсов.

          Второй способ – это неэффективное  разрешение из-за неспособности видеть смысл и сильной сосредоточенности на собственных эмоциональных переживаниях.

          Третий – уход от разрешения кризисной ситуации, избегание связанных с ней негативных переживаний, перекладывание ответственности за преодоление ситуации на других людей.

          Специфической особенностью девушек является глубокое эмоциональное проживание кризисных ситуаций и умение увидеть в ней смысл. Девушки, сталкиваясь с кризисом, углубляются в его переживание и осмысление, в результате чего становятся способными обращаться к жизненным аспектам трудных ситуаций, наделять их особым смыслом.

          Специфической особенностью юношей в этом возрасте является стремление снижать эмоциональную значимость кризисной ситуации за счет ухода от ее глубокого осознания. Юноши теряются, сталкиваясь с кризисом, оказываются слишком захваченными негативными переживаниями, что заставляет их в итоге уходить от осознания своих переживаний.

Успех при разрешении данного кризиса зависит от того, как  были разрешены пять предыдущих конфликтов.