Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 6.  МЕТОДИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ   

  СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО ОБСЛЕДОВАНИЯ СЕМЬИ

 

Одним из важнейших направлений работы психолога с семьей является диагностика ее актуального состояния.  Предлагаемая нами система методик позволит специалисту, работающему с семьей, сориентироваться в имеющемся многообразии диагностических средств и осуществить адекватный выбор инструмента для работы в соответствии с целью и задачами, стоящими перед ним. Предлагаемые психодиагностические процедуры дают возможность проведения клинического и эмпирического изучения семейной структуры, состояния супружеской подсистемы, факторов семейного благополучия и неблагополучия, особенностей детско-родительского взаимодействия.

Э.Г.Эйдемиллером был введен термин «семейный диагноз» [10]. Семейный диагноз описывает нарушения в жизнедеятельности семьи, способствующие возникновению и сохранению трудностей в ее функционировании, выражающихся в появлении индивидуальных дисфункций у одного или нескольких членов семьи. Семейный диагноз позволяет определять характер нарушений семейного функционирования и планировать направления стратегии работы по укреплению семьи.

Для диагностики семейных отношений используют различные методы социально-психологической диагностики: опрос, наблюдение, эксперимент, социометрические методы, количественно-качественный анализ документов, тестирование  [3].

 

6.1. Психологическая диагностика структуры семьи

 

С помощью данных методов можно исследовать состав семьи и следующие параметры семейной структуры: сплоченность (эмоциональная связь, близость или привязанность между членами семьи), иерархия, границы, характер коммуникаций, особенности ролевого взаимодействия и гибкость семейной системы.

 Для диагностики структуры семьи используют следующие методики: опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности», проективный тест «Кинетический рисунок семьи», тест «Семейная социограмма».

 

6.1.1. Опросник «Шкала семейной адаптации и сплоченности»

 

Шкала семейной адаптации и сплоченности представляет собой стандартизированный опросник, цель которого – оценка семейной структуры. Авторами данного опросника являются Д.Х.Олсон, Дж.Портнер и И.Лави [3]. В 1986 году метод был адаптирован М.Перре [10]. 

В основе создания методики лежит «циркулярная модель» («круговая модель») Д.Х.Олсона. Эта модель включает в себя три важнейших параметра: сплоченность, адаптацию и коммуникацию. 

Семейная  сплоченность  - это степень эмоциональной связи между членами семьи: при максимальной выраженности этой связи они взаимозависимы, при минимальной – автономны и дистанцированы друг от друга. Для диагностики семейной сплоченности используются следующие показатели: «эмоциональная связь», «семейные границы», «принятие решеий», «время», «друзья», «интересы и отдых» [11]. 

Семейная адаптация – характеристика того, насколько гибко или, наоборот, ригидно способна семейная система приспосабливаться, изменяться при воздействии на нее стрессоров. Для диагностики адаптации используются параметры:  «лидерство», «дисциплина», «правила и роли в семье».

В «циркулярной модели» различают четыре уровня семейной сплоченности – от экстремально  низкого до экстремально высокого. Они получили следующие названия: разобщенный, разделенный, связанный и сцепленный. Аналогично диагностируют четыре уровня семейной адаптации: ригидный, структурированный, гибкий и хаотичный.

Авторы данного опросника выделяют умеренные (сбалансированные) и крайние (экстремальные) уровни семейной сплоченности и адаптации и считают, что именно сбалансированные уровни – показатель успешности функционирования системы.

Перед тем как начать работу с данной методикой, необходимо создать атмосферу доверия между исследователем и участником опроса. Каждый получает бланк с текстом утверждений, затем проверяется, как участники поняли инструкцию, даются необходимые пояснения. Если опросник заполняют одновременно несколько членов семьи, то наблюдение за их взаимодействием даст психологу дополнительную информацию о коммуникации в данной системе, возможность отследить паттерны поведения. В этом случае от поясняющих ответов лучше отказаться, оставив решение за членами семьи. При работе в группе все пояснения даются до начала заполнения опросника.

Опросник могут заполнять все члены семьи, включая подростков старше 12 лет. В идеале необходимо применять ко всем членам семьи, способным запонить анкету, что поможет всесторонне оценить особенности их коммуникаций [3]. 

Описание методики. Методика состоит из списка утверждений. Задача испытуемого заключается в том, чтобы дважды оценить каждое утверждение по степени его выраженности, используя пятибалльную шкалу:

почти никогда – 1,

редко – 2,

время от времени – 3,

часто – 4,

почти всегда – 5.

В первом случае задача испытуемого оценить реальное семейное функционирование, во втором – идеальное, то есть такое, каким бы хотелось его видеть.

Инструкция.

Вариант А. Опишите Вашу реальную семью. Прочтите следующие высказывания и оцените их с помощью представленной шкалы.

Вариант Б. Теперь оцените эти высказывания  с точки зрения идеальной семьи, то есть такой, о которой Вы мечтаете.

 

Бланк опросника

Ф.И.О.________________________________________________________________

Возраст ___________________________________

Дата исследования__________________________

 

Утверждение

1

почти всегда

2

редко

3

время от времени

4

часто

5

почти

всегда

1

Члены нашей семьи обращаются друг к другу за помощью

 

 

 

 

 

2

При решении проблем учитываются предложения детей

 

 

 

 

 

3

Мы с одобрением относимся к друзьям других членов семьи

 

 

 

 

 

4

Дети самостоятельно выбирают форму поведения

 

 

 

 

 

5

Мы предпочитаем общаться только в узком семейном кругу

 

 

 

 

 

6

Каждый член нашей семьи может быть лидером

 

 

 

 

 

7

Члены нашей семьи более близки с посторонними, чем друг с другом

 

 

 

 

 

8

В нашей семье изменяется способ выполнения повседневных дел

 

 

 

 

 

9

Мы любим проводить свободное время все вместе

 

 

 

 

 

10

Наказания обсуждаются родителями и детьми вместе

 

 

 

 

 

11

Члены нашей семьи чувствуют себя очень близкими друг другу

 

 

 

 

 

12

В нашей семье большинство решений принимаются родителями

 

 

 

 

 

13

На семейных мероприятиях присутствует большинство членов семьи

 

 

 

 

 

14

Правила в нашей семье изменяются

 

 

 

 

 

15

Нам трудно представить себе, что мы могли бы представить от одного члена семьи к другому

 

 

 

 

 

16

Домашние обязанности могут переходить от одного члена семьи к другому

 

 

 

 

 

17

Мы советуемся друг с другом пи принятии решений

 

 

 

 

 

18

Трудно сказать, кто у нас в семье лидер

 

 

 

 

 

19

Единство очень важно для нашей семьи

 

 

 

 

 

20

Трудно сказать, какие обязанности в домашнем хозяйстве выполняет каждый член семьи

 

 

 

 

 

 

Обработка и интерпретация результатов

1. Определение типа структуры семьи. При обработке подсчитывается количество баллов, полученных при суммировании четных и нечетных утверждений. Количество баллов, полученные при суммировании   нечетных пунктов, определяет уровень семейной сплоченности, четных – уровень семейной адаптации.  Тип семейной системы определяется двумя параметрами – суммарными оценками по шкалам сплоченности и семейной адаптации в соответствии с нормами оценок, стандартизированных на различных выборках (см.табл 2).

2.Определение уровня удовлетворенности семейной жизнью. Разница между идеальными и реальными оценками по двум шкалам (сплоченности и адаптации) определяют степень удовлетворенности испытуемого семейной жизнью. В настоящее время не существует никаких эмпирических норм для определения оценки расхождения идеального и осознаваемого. Высокая оценка расхождения указывает на низкую семейную удовлетворенность. Расхождение должно быть рассчитано для каждого индивидуума по сплоченности и адаптации, а общая оценка может быть получена в результате сложения этих двух общих оценок. Обратная зависимость полученных результатов является оценкой семейной удовлетворенности.

К расширенным возможностям методики следует отнести исследования более частного уровня, а именно диагностических параметров шкал сплоченности и адаптации (табл. 1)

 Таблица 1

Оценка параметров «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»

 

Диагностические параметры

№ утверждений

Шкала

1

Эмоциональная связь

1, 11, 19

Семейная сплоченость

2

Семейные границы

5, 7

 

3

Принятие решений

17

 

4

Время

9

 

5

Друзья

3

 

6

Интересы и отдых

13, 15

 

1

Лидерство

6, 18

Семейная адаптация

2

Контроль

2, 12

 

3

Дисциплина

4, 10

 

4

Роли

8, 16, 20

 

5

Правила

14

 

Конкретные результаты исследования могут быть полезны при оказании психологической помощи семьям, находящимся в кризисном состоянии, при выдвижении гипотез и определении направлений дальнейшей работы. В рамках психопрофилактика семейных нарушений подобная методика помогает быстро выявить семьи из группы риска, разработать конкретные приемы психокоррекционной работы.

Группу риска составляют семьи с ригидной структурой, не позволяющей быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и возникающим стрессам в жизни семьи, что, в свою очередь, препятствует переходу к выполнению семьей задач развития, характеризующих новый этап жизненного цикла семьи [3]. Подобная структура затрудняет проживание кризисных периодов и продвижение семьи по стадиям жизненного цикла.

 Таблица 2

Нормы оценок и средние показатели

 для «Шкалы семейной адаптации и сплоченности»

 

Основные

параметры

Группы семей

Зрелые супружеские пары

Семьи

с подростками

Молодые

 супружеские пары

Х

SD

Х

SD

Х

SD

сплоченность

39,8

5,4

37,1

6,1

41,6

4,7

адаптация

24,1

4,7

24,3

4,8

26,1

4,2

 

 

ранг

%

ранг

%

ранг

%

Разобщенный

10-34

16,3

10-31

18,6

10-36

14,9

Разделенный

35-40

33,8

32-37

30,3

37-42

37,2

Связанный

41-45

36,3

38-43

36,4

43-46

34,9

Сцепленный

46-50

13,6

44-50

14,7

47-50

13,0

Адаптация

 

ранг

%

ранг

%

ранг

%

Ригидный

10-19

16,3

10-19

15,9

10-21

13,2

Структурный

20-24

38,3

20-24

37,3

22-26

38,8

Гибкий

25-28

29,4

25-29

32,9

27-30

32,0

Хаотичный

29-50

16,0

30-50

13,9

31-50

16,0

Примечание. Х – средние показатели; SD– стандартные отклонения от средних.

 

Шкала может служить инструментом, позволяющим выявить степень эффективности работы, проведенной  с семьей. Изменение типа функционирования семьи (переход к более сбалансированному состоянию) и снижение уровня неудовлетворенности семейным функционированием говорят о том, что семья обрела способность адекватной коммуникации и более эффективного преодоления стресса (кризисного состояния).

6.1.2. Тест «Семейная социограмма»

 

 Тест «Семейная социограмма», авторами которого являются Э.Г.Эйдемиллер и О.В.Черемисин, относится   к ри­суночным проективным тестам [10]. Он позволяет выявить положе­ние субъекта в системе межличностных отношений и, кроме того, характер коммуникаций в семье — прямой или опосредованный.

Описание методики. Испытуемым предъявляется бланк с нарисованным кругом диаметром 110 мм. Затем дается инструкция: «На листе изоб­ражен круг. Нарисуйте в нем самого себя и членов вашей семьи в форме кружков и обозначьте кружки именами». Члены семьи выполняют это задание, не советуясь друг с другом.

Интерпретация результатов. Авторами предложены критерии, по которм производится оценка результатов тестирования:

1)  число членов семьи, попавших в площадь круга;

2)  величина кружков;

3)  расположение кружков относительно друг друга;

4)  дистанция между ними.

Оценивая результат по первому критерию, исследователь сопоставляет число членов семьи, изображенных испытуемым, с реальным. Возможно, что член семьи, с которым испытуемый находится в конфликтных отноше­ниях, не попадет в большой круг, он будет «забыт». В то же время кто-то из посторонних лиц, животных, любимых предметов может быть изображен в качестве члена семьи.

Далее мы обращаем внимание на величину кружков (второй кри­терий). Больший, по сравнению с другими, кружок «Я» говорит о до­статочной или завышенной само­оценке, меньший — о заниженной. Величина кружков других членов семьи говорит об их значи­мости в глазах испытуемого.

Следует обратить внимание на расположение кружков в пло­щади тестового поля круга и по отношению друг к другу (третий критерий). Расположение испытуемым своего кружка в центре круга может говорить об эгоцентрической направленности лич­ности, а помещение себя внизу, в стороне от кружков, симво­лизирующих других членов семьи, может указывать на пережи­вание эмоциональной отверженности.

Наиболее значимые члены семьи изображаются испытуемым в виде больших по размеру кружочков в центре или в верхней части тестового поля.

Наконец, большую информацию можно получить, проанали­зировав расстояния между кружочками (четвертый критерий). Удаленность одного кружка от других может говорить о кон­фликтных отношениях в семье, эмоциональном отвержении ис­пытуемого. Своеобразное «слипание», когда кружки наслаива­ются один на другой, соприкасаются или находятся друг в дру­ге, говорит о недифференцированности «Я» у членов семьи, наличии симбиотических связей.

Использование теста «Семейная социограмма» позволяет в считанные минуты в ситуации «здесь и теперь» визуализировать свои представления о взаимоотношениях в семье, а затем, показав свои бланки, обсудить, что получилось.

Существуют различные варианты проведения данной методики. Так, например, И.М.Никольская в процессе семейной диагностики предлагает испытуемому последовательно нарисовать несколько вариантов семейной социограммы [10]:

1. Стандартная социограмма, на которой изображены сам испытуемый и все члены его семьи.

2. Социограммы, на которых могут отсутствовать определенные члены семьи и/или присутствовать люди и объекты, которые к семье номинально не принадлежат.

3. Социограммы, которые относятся к разным этапам жизненного цикла семьи.

Это позволяет прояснить особенности взаимоотношений в разном семейном контексте, а также определить оптимальные, с точки зрения членов семьи, и реальную системы взаимоотношений. Сравнение и совместный анализ полученных социограмм позволяет психологу и членам семьи увидеть проблему с разных сторон, что, в свою очередь, способствует постановке более точного диагноза и поиску эффективного способа выхода из сложной ситуации.