Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 6.1.3. Проективный рисуночный тест «Кинетический рисунок семьи»

 

Проективная методика «Кинетический рисунок семьи» является полифункциональной. Она и ее модификации могут быть использованы, с одной стороны, для изучения структуры семьи, особенностей взаимоотношений между ее членами («семья глазами ребенка»), а с другой – как процедура, отражающая в первую очередь переживания и восприятие ребенком себя («Я-образ», половая идентификация), своего места в семье, его отношение к семье в целом и отдельным членам. 

Используя тест КРС, следует иметь в виду, что каждый рисунок является результатом творческой деятельности, не только отражающим восприятие ребенком своей семьи, но и позволяющим ребенку анализировать, переосмысливать отношения. В этом смысле рисунок семьи не только отража­ет настоящее, но и проецируется на будущие отношения.

Описание методики. Тест КРС состоит из двух частей: рисования своей семьи и беседы после рисования. Для выполнения теста ребенку даются стандартный лист бумаги для рисования (формат А-4), шесть цветных карандашей (черный, красный, синий, зеленый, желтый, коричневый) и ластик.

 

Инструкция испытуемому: «Пожалуйста, нарисуй свою семью так, чтобы каждый ее член и ты были чем-то заня­ты». На все уточняющие вопросы следует отвечать без ка­ких-либо указаний. Например: «Можешь рисовать, как тебе нравится, как ты хочешь».

Во время рисования следует записывать все спонтанные высказывания ребенка, отмечать его мимику, жесты, а также фиксировать последовательность рисования.

После того как рисунок закончен, с ребенком проводит­ся беседа по следующей схеме:

— кто нарисован на рисунке и что делает каждый член семьи;

— где работают или учатся члены семьи;

— как в семье распределяются домашние обязанности;

— каковы взаимоотношения ребенка с отдельными чле­нами семьи.

В системе количественной оценки КРС учитываются фор­мальные и содержательные аспекты рисунка. Формальными особенностями рисунка считается качество линий рисую­щего, положение объекта рисунка на бумаге, стирание ри­сунка или отдельных его частей, затушевывание отдельных частей рисунка. Содержательными характеристиками рисун­ка являются изображаемая деятельность членов семьи, пред­ставленных на рисунке, их взаимодействие и расположе­ние, а также соотношение вещей и людей на рисунке.

При интерпретации КРС основное внимание обращается на следующие аспекты:

—  анализ структуры рисунка семьи (сравнение состава реальной и нарисованной семьи, расположение и взаимо­действие членов семьи на рисунке);

— анализ особенностей рисунка отдельных членов семьи (различие в стиле рисования, количество деталей, схема фигур отдельных членов семьи);

—  анализ процесса рисования (последовательность ри­сунка, комментарии, паузы, эмоциональные реакции во время рисунка).

Рассмотрим подробнее каждый аспект интерпретации рисунка семьи.

1. Ребенок не всегда рисует всех членов семьи. Обычно он не рисует тех, с которыми находится в конфликтных отно­шениях. Расположение членов семьи на рисунке часто пока­зывает их взаимоотношения. Так, например, важными по­казателями психологической близости является реальное расстояние между отдельными членами семьи. Иногда между отдельными членами семьи рисуются объекты, которые как бы служат преградой между ними. Общая деятельность членов семьи обычно свидетельствует о хороших, благопо­лучных семейных отношениях. Часто общая деятельность соединяет некоторых членов семьи. Это может свидетель­ствовать о наличии внутренних группировок в семье.

Рисуя свою семью, некоторые дети изображают себя на нижней части листа. Это может указывать на депривацию ребенка, чувство неполноценности, которое он испытывает в семье.

На некоторых рисунках преобладают не люди, а вещи, чаще всего мебель. Это также отражает эмоциональную оза­боченность ребенка по поводу семейной ситуации.

2. Считается, что ребенок прежде всего рисует, детализи­рует и разукрашивает фигуру самого любимого члена семьи. Если же ребенок отрицательно относится к кому-либо, то рисует этого человека неполно, без деталей, иногда даже без основных частей тела.

Если отношения ребенка конфликтны и тревожны, эмо­ционально неоднозначны, он часто использует штриховку в изображении того члена семьи, с которым у него не сло­жились отношения. В аналогичных ситуациях можно наблю­дать стирание и перерисовку.

Можно наблюдать несколько стилей рисования, особен­но детей младшего возраста, часто одним стилем рисуются отец и братья, другим — мать и сестры. Особенно отличает­ся прорисовывание волос и одежды. По тому, как ребенок рисует себя, можно понять, с кем он идентифицируется и адекватно ли это полу ребенка.

3. Анализ процесса рисования дает богатую информацию не только о семейных отношениях ребенка, но и вообще о стиле его работы. Когда дети, особенно среднего школьного возраста и старше, отговариваются тем, что не умеют рисо­вать, это вполне понятно и нормально. Психолог может ус­покоить ребенка, сказав, что в предложенном задании важ­но не столько красиво рисовать, сколько придумать дея­тельность для всех членов семьи.

Многочисленные отговорки, манера прикрывать рукой на­рисованное могут свидетельствовать о неверии ребенка в свои силы, о его потребности в помощи со стороны взрослого.

Чаще всего ребенок начинает рисовать того члена семьи, к которому он действительно хорошо относится. Иногда наблю­даются паузы перед тем, как ребенок начинает рисовать одну из фигур. В некоторых случаях это может указывать на эмоционально неоднозначное и даже негативное отношение ребенка к этому человеку. В комментариях также может сквозить его отношение к членам семьи, но во время выполнения теста психологу не следует вступать в разговор с ребенком.

Для КРС разработана система количественной оценки. Выделяются пять симптомов: 1) благоприятная семейная ситуация; 2) тревожность; 3) конфликтность; 4) чувство неполноценности; 5) враждебность в семейной ситуации (см.табл.3).

Таблица 3.

 

Симптомокомплексы кинетического рисунка семьи

 

Симптомо-комплекс

Симптом

 

Балл

 

1. Благо­приятная семейная ситуация

1. Общая деятельность всех членов семьи

2. Преобладание людей на рисунке

3. Изображение всех членов семьи

4. Отсутствие изолированных членов семьи

5. Отсутствие штриховки

6. Хорошее качество линии

7. Отсутствие показателей враждебности

8. Адекватное распределение людей на листе

9. Другие возможные признаки

0,2

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

-

2.Тревож­ность

1. Штриховка

2. Линия основания — пол

3. Линия над рисунком

4. Линия с сильным нажимом

5. Стирание

6. Преувеличенное внимание к деталям

7. Преобладание вещей

8. Двойные или прерывистые линии

9. Подчеркивание отдельных деталей

10. Другие возможные признаки

0,1; 2,3

0,1

0,1

0,1

0,1; 2

0,1

0,1

0,1

0,1

 

3. Кон­фликтность

 

1. Барьеры между фигурами

2. Стирание отдельных фигур

3. Отсутствие основных частей тела у некоторых фигур

4. Выделение отдельных фигур.

5. Изоляция отдельных фигур

6. Неадекватная величина отдельных фигур

7. Несоответствие вербального описания рисунку

8. Преобладание вещей

9. Отсутствие на рисунке некоторых членов семьи

10. Член семьи, стоящий спиной

11. Другие возможные признаки

0,2

0,1; 2

0,2

0,2

0,2

0,2

0,1

0,1

0,2

0,1

-

4.Чувство

неполноценности

1.    Автор рисунка непропорционально маленький

2.    Расположение фигур на нижней части листа

3.    Линия слабая, прерывистая

4.    Изоляция автора от других

5.    Маленькие фигуры

6.    Неподвижная по сравнению с другими фигурами автора

7.    Отсутствие автора

8.    Автор стоит спиной

9.    Другие возможные признаки

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

0,1

0,2

0,1

-

5. Враждебность в семейной ситуации

 

1.    Одна фигура на другом листе или на другой стороне листа

2.    Агрессивная позиция фигуры

3.    Зачеркнутая фигура

4.    Деформированная фигура

5.    Обратный профиль

6.    Руки раскинуты в стороны

7.    Пальцы длинные, подчеркнутые

8.    Другие возможные признаки

0,2

 

0,1

0,2

0,2

0,1

0,1

0,1

-

Чем больше сумма баллов, тем ярче выражен тот или иной признак. Выраженность признака оценивается от 0 до 3 баллов. Полученные результаты являются основой для психокоррекционной работы психолога и дальнейшей диагностики семьи и ребенка. Так, выявленная тревожность требует определения ее характера: либо это субъективно-личностный аспект, либо имеются объективные причины в семье ребенка и т.д.

 

Бланк регистрации результатов оценки КРС

Фамилия, имя ребенка____________________________

Дата рождения___________Дата эксперимента________

 

Сумма баллов по симптомокомплексам

Благоприятная семейная ситуация

Тревожность в семье

Конфликт­ность в семье

Чувство не­полноценно­сти в семей­ной ситуации

Враждебность в семейной ситуации

 

 

 

 

 

  6.2. Основы проведения социально-психологического обследования детей

При проведении обследования ребенка следует собрать информацию по следующим аспектам [1]:

-                    условия проживания;

-                     семейные и социальные связи;

-                    физическое и психическое здоровье;

-                    особенности личности ребенка, характерологические черты;

-                    особенности учебной деятельности (отношение к учебе и успехи в обучении);

-                    особенности взаимодействия со взрослыми и сверстниками;

-                     уровень навыков самообслуживания.

По итогам социально-психологического обследования могут быть выделены характерологические личностные и поведенческие особенности детей.

Особенности структуры самосознания ребенка:

–                представления о своих качествах, способностях и возможностях;

–                уровень самооценки;

–                поло-ролевая идентификация;

Особенности эмоционального развития:

–                умение обозначать чувства и переживания в речи;

–                способность к эмпатии;

–                сформированность социальных эмоций;

–                уровень тревожности;

–      уровень агрессивности (вербальная и  физическая агрессия);

–      уровень импульсивности;

Особенности сферы общения:

–      уровень коммуникативной компетентности;

–      умение согласовывать свои действия с действиями членов семьи;

–      наличие навыков разрешения конфликтных ситуаций;

–      умение ориентироваться  в семейной системе.

Потребности ребенка:

–      уровень удовлетворенности базовых физиологических потребностей;

–      уровень удовлетворенности социальных потребностей (в любви, дружбе, общении с людьми);

–      уровень удовлетворенности потребности в самореализации (в развитии своих  возможностей, способностей).

 

Методы диагностики:

1.    Индивидуальная беседа (интервью) (см. Приложение I.1.):

-        общая информация о ребенке;

-        интересы и увлечения ребенка;

-        эмоциональное состояние и потребности ребенка.

2.    Анкета для родителей (см. Приложение I.2.).

3.    Методика "Красивый рисунок".

4.    Методика «Моторная проба Шварцландера» (уровень притязаний).

5.    Детский опросник по личностным качествам (Холл и Халберштат) (полоролевая идентификация).

6.    Опросник Айзенка (особенности темперамента).

7.    Методика «Рисунок человека».

8.    Шкала определения соперничества между детьми.

9.    Тест Басса-Дарки.

 

 

6.2.1. Методика «Красивый рисунок»

 

Эта методика направлена на выявление эмоциональных осо­бенностей. Характер используемой ребенком цветовой гаммы может многое сказать о его эмоциональном состоянии. На выявлении цветовых предпочтений основан, в частности, широко из­вестный цветовой тест Люшера. В отличие от него тест «Краси­вый рисунок» не требует специальных материалов. Кроме того, он больше подходит для младших школьников, так как основан на привычной и естественной для них изобразительной деятель­ности. Для выполнения теста нужен лист бумаги (который кладет­ся перед ребенком горизонтально) и достаточно полный набор цветных карандашей (не менее двенадцати, с обязательной представленностью всех основных цветов; лучше использовать набор из 24 карандашей). Цветные карандаши лучше фломасте­ров, так как позволяют варьировать плотность цвета, изменяя силу нажима.                                                                

Инструкция. «Нарисуй цветными карандашами какой-нибудь красивый рисунок — какой захочешь». Во время рисования сле­дует отмечать в протоколе последовательность использования ребенком разных цветов.

 

Интерпретация результатов

При интерпретации результатов оценивается общая цветовая тональность рисунка. Наиболее показательны цвета, используе­мые ребенком в начале работы.

Использование преимущественно темных тонов — при­знак снижения настроения. Он может говорить о депрес­сивном или субдепрессивном состоянии. Постоянное ис­пользование только темных тонов часто встречается при клинических формах депрессии. В этом отношении особенно показательно сочетание черного цвета с коричневым и синим (или фиолетовым).

Обедненная цветовая гамма, пониженная плотность и яр­кость цвета, использование, по преимуществу, простого карандаша, несмотря на наличие цветных, — проявление снижения общего уровня активности. Оно часто свидетельствует об астеническом состоянии, наблюдается при общей ослабленности, истощении после пережитого стресса. Иногда обедненная цветовая гамма служит признаком снижения настроения, депрессивных тенден­ций, субдепрессии (в отличие от использования темных тонов, она не характерна для глубокой депрессии).

Использование сближенных тонов, мягких (светлых) оттенков, тонких градаций по светлоте говорит о высокой сензитивности (чувствительности) и характерно для повышенного уровня тре­вожности. Оно часто встречается у детей с недостаточной уверен­ностью в себе.

Повышенная напряженность цвета, его чрезмерная яркость, резкая контрастность используемых цветовых сочетаний, преоб­ладание ярко-красного или темно-красного цвета характерны для состояния стресса, высокой эмоциональной напряженности. Как правило, подобная цветовая гамма сигнализирует о ситуативно обусловленном повышении уровня тревоги. Иногда чрезмерная яркость и контрастность рисунков встречается при повышенной конфликтности, агрессивности.

 

6.2.2. Методика «Моторная проба Шварцландера»

 

Цель - определение уровня притязаний.

Инструкция

Задание дается как тест на моторную координацию. Испытуемому предлагается бланк с четырьмя прямоугольными секциями по количеству проб в эксперименте. Необходимо поставить крестик в максимальном числе квадратов одного из прямоугольников, выполняя эту задачу за определенное время. Испытуемого просят назвать количество квадратов, которое он может заполнить за 10 секунд. Он записывает свой ответ в большую верхнюю ячейку первого прямоугольника.

После пробы, начинающейся и заканчивающейся по команде экспериментатора, испытуемый подсчитывает количество проставленных элементов и отмечает в большой нижней ячейке первого прямоугольника. Далее по той же схеме осуществляются следующие пробы, на третьей время выполнения задания уменьшается до 8 секунд. Это задание также обращено к анализу целевого расхождения. Сопоставляется число графических элементов, намечаемое для исполнения, с реализуемым в каждой пробе.

I.                 

УП1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД1

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

II.              

УП2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД2

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

III.           

УП3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД3

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

IV.           

УП4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

УД4

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Анализ результатов

Средняя величина целевого отклонения (уровень притязаний) подсчитывается по формуле, предполагающей сравнение уровня притязаний (УП) и уровня достижений (УД).

Стандарты целевого отклонения: - 5 и выше - не реалистически высокий уровень притязаний

4,99-3 - высокий уровень притязаний

2,99-1 - умеренный уровень притязаний

0,99-(-1,49) - низкий уровень притязаний

(-1,50) и ниже - не реалистически низкий уровень притязаний.