Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

Примечание

Под уровнем притязаний личности обычно понимают стремление к достижению целей той степени сложности, на которую человек считает себя способным. При воспитании детей важно учитывать уровень притязаний, так как его соответствие возможностям ребенка — одно из условий гармонического развития личности. Его несоответствие является источником возникновения различных конфликтов ребенка, как с другими людьми, так и с самим собой, что может принести к отклонениям в развитии личности.

Данный тест является своего рода экспресс диагностикой уровня притязаний. Методика может быть рекомендована для широкого круга испытуемых, включая взрослых и детей, способных планировать время в секундах (до 10 сек.).

                                       

6.2.3. Детский опросник по личностным качествам

(Холл и Халберштат)

 

Цель - выявление половой идентичности у детей школьного возраста, соотношение показателей мужественности и женственности.

Инструкция

Оцените по пятибалльной шкале, насколько данный пункт описывает Вас самого.

1.    Мои замыслы и их исполнение всегда оригинальны и самобытны.

2.    Я не слишком много помогаю другим людям.

3.    Я сильно сопереживаю другим людям.

4.    Я почти всегда добра по отношению к другим людям.

5.    Я стараюсь делать все, что могу, для людей, которые мне небезразличны.

6.    Я мягкий человек.

7.    Я очень люблю искусство и музыку.

8.    Я очень люблю маленьких детей.

     

1.    Мне бывает трудно принять решение.

2.    Во многих отношениях я лучше, чем большинство моих ровесников.

3.    Я предпочитаю делать все сам и не обращаться за помощью к взрослым или другим детям.

4.    В сложных ситуациях я почти всегда стараюсь действовать.

5.    Я легко сдаюсь.

6.    Среди моих друзей я часто бываю лидером.

7.    Я почти всегда отстаиваю то, во что я верю.

8.    Я легко меняю свое мнение под влиянием других людей.

 

Первые восемь вопросов представляют собой женскую шкалу. По всем, кроме пункта 2, высокие оценки коррелируют с женственностью. Низкая оценка  пункта 2 считается показателем женственности.

Вторая группа из восьми вопросов - мужская шкала. Показателем мужественности считается низкая оценка по пунктам 1, 5, 8 и высокая оценка по остальным пунктам этой части опросника.

Оценки по шкалам мужских и женских качеств коррелируют между собой. Это означает, что если оценки по женской шкале высоки, то оценки по мужской шкале не обязательно будут низкими. У детей могут быть высокие и низкие показатели по обеим шкалам или высокие по одной и низкие по другой. Андрогенным называется ребенок, имеющий высокие показатели как по шкале мужских, так и по шкале женских качеств. Вклад свойств личности в психологическое здоровье определяется их адаптивной ценностью в культурной группе и конкретными социальными условиями.

 

6.2.4. Опросник Айзенка (подростковый 12-17 лет)

 

Цель - выявить особенности темперамента ребенка.

Инструкция

«Вам предоставляется ряд вопросов об особенностях Вашего поведения, если Вы отвечаете на вопрос утвердительно («согласен»), то поставьте знак «+», если отрицательно («не согласен»), то знак «-». Отвечайте на вопросы быстро, не раздумывая, так как важна первая реакция».

Текст опросника

1.    Любишь ли ты шум и суету вокруг себя?

2.    Часто ли ты нуждаешься в друзьях, которые могли бы тебя утешить?

3.    Ты всегда находишь быстрый ответ, когда тебя о чем-нибудь спрашивают, если это не на уроке?

4.    Бываешь ли ты иногда сердитым, раздражительным, злишься?

5.    Часто ли у тебя меняется настроение?

6.    Тебе больше нравится быть одному, чем встречаться с другими ребятами?

7.    Бывает ли иногда так, что тебе мешают уснуть разные мысли?

8.    Всегда ли делаешь так, как тебе говорят?

9.    Любишь ли ты подшутить над кем-нибудь?

10.Ты когда-нибудь чувствовал себя несчастным, хотя для этого не было настоящей причины?

11.Ты веселый человек?

12.Ты когда-нибудь нарушал правила поведения в школе?

13.Многое ли раздражает тебя?

14.Тебе нравится такая работа, где надо делать все быстро?

15.Ты переживаешь из-за всяких страшных событий, которые чуть было, не произошли, хотя все окончилось хорошо?

16.Тебе можно, доверить любую тайну?

17.Можешь ли ты развеселить заскучавших ребят?

18.Бывает ли иногда так, что у тебя без всякой причины сильно бьется сердце?

19.Делаешь ли ты первый шаг для того, чтобы с кем-нибудь подружиться?

20.Ты когда-нибудь говорил неправду?

21.Сильно ли ты огорчаешься, если люди находят недостатки в работе, которую ты сделал?

22.Любишь ли ты рассказывать смешные истории, шутить со своими друзьями?

23.Часто ли ты чувствуешь себя уставшим без всякой причины?

24.Ты всегда сначала делаешь уроки, а потом уже играешь?

25.Ты обычно весел и всем доволен?

26.Обидчив ли ты?

27.Любишь ли ты разговаривать и играть с другими ребятами?

28.Всегда ли ты выполняешь просьбы родных о помощи по хозяйству?

29.Бывает ли так, что у тебя иногда сильно кружится голова?

30.Любишь ли ты поставить кого-нибудь в неловкое положение, посмеяться над кем-нибудь?

31.Ты часто чувствуешь, что тебе что-нибудь очень сильно надоело?

32.Ты любишь иногда похвастаться?

33.Ты чаще всего молчишь в обществе других людей?

34.Ты иногда волнуешься так сильно, что тебе трудно усидеть на месте?

35.Ты быстро решаешься на что-нибудь?

36.Ты иногда шумишь в классе, когда нет учителя?

37.Тебе часто снятся страшные сны?

38.Можешь ли ты забыть обо всем и от души повеселиться среди своих друзей, приятелей, подруг?

39.Тебя легко огорчить чем-нибудь?

40.Случалось ли тебе плохо говорить о ком-нибудь?

41.Можешь ли ты назвать себя беспечным, беззаботным человеком?

42.Если тебе случится «попасть в неловкое положение, ты потом долго переживаешь?

43.Ты любишь шумные и веселые игры?

44.Ты всегда ешь все, что тебе предлагают?

45.Тебе трудно отказаться, если тебя о чем-нибудь просят?

46.Ты любишь часто ходить в гости?

47.Бывают ли такие моменты, что тебе не хочется жить?

48.Ты когда-нибудь был грубым с родителями?

49.Тебя считают веселым человеком?

50.Ты часто отвлекаешься, когда делаешь уроки?

51.Ты больше любишь сидеть в стороне и смотреть, чем сам принимать участие в общем веселье?

52.Тебе обычно бывает трудно уснуть из-за разных мыслей?

53.Ты обычно бываешь уверен в том, что сможешь справиться с делом, которое тебе поручают?

54.Часто ли ты чувствуешь себя одиноким?

55.Ты стесняешься первым заговаривать с незнакомыми людьми?

56.Часто ли ты решаешься на что-нибудь, когда уже поздно?

57.Когда кто-нибудь из ребят кричит на тебя, ты тоже кричишь в ответ?

58.Ты иногда чувствуешь себя особенно веселым или печальным без всякой причины?

59.Ты считаешь, что трудно получить настоящее удовольствие на утреннике, в гостях, на елке?

60.Тебе часто приходиться волноваться из-за того, что ты сделал что-нибудь, неподумав?

 

Ключ

1. Экстраверсия - интроверсия:

«да» («+») 1, 3, 9, 11, 14, 17 ,19, 22, 25, 27 ,30, 35, 38, 41, 43, 46, 49, 53, 57.

«нет» («-») 6, 33, 51, 55, 59.

2. Нейротизм

«да»(«+») 2, 5, 7, 10, 13, 15, 17, 18, 21, 23, 26, 29, 31, 34, 37, 39, 42, 45, 50, 51, 52, 56, 58, 60.

3. Показатель лжи.

«да» («-») 8, 16, 24, 28, 44. «нет» («-») 4, 12, 20, 32, 36, 40, 48.

 

Оценка результатов

Оценочная таблица для шкалы экстра – интроверсии

Интроверсия

Экстраверсия

Значительная
Умеренная
Умеренная
Значительная

1-7

8-11

12-18

19-24

Оценочная таблица для шкалы нейротизма

Эмоциональная устойчивость
Эмоциональная неустойчивость
Высокая
Средняя

Высокая

Очень высокая

1-10

11-14

15-18

19 – 24

Интерпретация данных

Методика содержит 3 шкалы - экстраверсии-интроверсии, нейротизма и специфическую шкалу, предназначенную для оценки искренности испытуемого, его отношения к обследованию.

1. Экстраверсия-интроверсия

Характеризуя  типичного экстраверта, автор отмечает его общительность и обращенность индивида вовне, широкий круг знакомств, необходимость в контактах. Экстраверт действует под влиянием момента, импульсивен, вспыльчив. Он беззаботен, оптимистичен, добродушен, весел. Предпочитает движение и действие, имеет тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонен к рискованным поступкам. На него не всегда можно положиться. Типичный интроверт - это спокойный, застенчивый, интроектный человек, склонный к самоанализу. Сдержан и отдален от всех, кроме близких друзей. Планирует свои действия заранее, не доверяет внезапным побуждениям, серьезно относится к принятию решений, любит во всем порядок. Контролирует свои чувства, его не легко вывести из себя. Обладает пессимистичностью, высоко ценит нравственные нормы.

2 Нейротизм - эмоциональная устойчивость

Характеризует эмоциональную устойчивость или неустойчивость (эмоциональная стабильность или нестабильность). Нейротизм, по некоторым данным, связан с показателями лабильности нервной системы. Эмоциональная устойчивость - черта, выражающая сохранение организованного поведения, ситуативной целенаправленности в обычных и стрессовых ситуациях. Характеризуется зрелостью, отличной адаптацией, отсутствием большой напряженности, беспокойства, а также склонностью к лидерству, общительности. Нейротизм выражается в чрезвычайной нервности, неустойчивости, плохой адаптации, склонности к быстрой смене настроения, чувстве виновности и беспокойства, озабоченности, депрессивных реакциях, рассеянности внимания, неустойчивости в стрессовых ситуациях. Нейротизму соответствует эмоциональность, импульсивность, неровность в контактах с людьми, изменчивость интересов, неуверенность в себе, выраженная чувствительность, впечатлительность, склонность к раздражительности. Нейротическая личность характеризуется неадекватно сильными реакциями по отношению к вызывающим их стимулам. У лиц с высокими показателями по шкале нейротизма в неблагоприятных стрессовых ситуациях может развиться невроз.

Средние показатели по шкале экстра-интроверсии: 7-15 баллов. Средние показатели по шкале нейротизма: 8-16.

Если по шкале искренности количество баллов превышает 10, то результаты обследования считаются недостоверными и испытуемому следует отвечать на вопросы более откровенно.

Привлекая данные из физиологии нервной высшей деятельности, Айзенк высказывает гипотезу о том, что сильный и слабый типы по Павлову очень близки к экстравертированному и интровертированному типам личности. Природа интро- и экстраверсии усматривается во врожденных свойствах центральной нервной системы, которые обеспечивают уравновешенность процессов возбуждения и торможения. Таким образом, используя данные обследования по шкалам экстра-инроверсии и нейротизма можно вывести показатели темперамента личности по классификации Павлова, который описал четыре классических типа: сангвиник (по основным свойствам нервной системы характеризуется как сильный, уравновешенный, подвижный); холерик (сильный, неуравновешенный, подвижный), флегматик (сильный, уравновешенный, инертный); меланхолик (слабый, неуравновешенный, инертный). На графике можно увидеть, как соотносятся типы темпераментов со шкалами опросника.

 

 

 

НЕСТАБИЛЬНЫЙ

 

 

 

Легко расстраивающийся

Тревожный

Склонный к рассуждениям

Пессимистичный

Сдержанный

Необщительный

Тихий

Активный

Чувствительный

Беспокойный

Возбудимый

Изменчивый

Непостоянный

Импульсивный

Оптимистичный

 

 

ИНТРОВЕР-

Меланхолик

Холерик

ЭКСТРАВЕР-

 

 

ТИРОВАННЫЙ

Флегматик

Сангвиник

ТИРОВАННЫЙ

 

 

Пассивный

Осмотрительный

Рассудительный

Доброжелательный

Миролюбивый

Управляемый

Внушающий доверие

Спокойный

Общительный

Контактный

Разговорчивый

Отзывчивый

Непринужденный

Жизнерадостный

Беззаботный

Инициативный

 

 

СТАБИЛЬНЫЙ

 

               

 

Опросный лист

Фамилия, имя, отчество                                                                              _________

Дата                      возраст                            образование                  .______________

 

Ответ

Ответ

Ответ

Да

Нет

Да

Нет

Да

Нет

1

 

 

21

 

 

41

 

 

2

 

 

22

 

 

42

 

 

3

 

 

23

 

 

43

 

 

4

 

 

24

 

 

44

 

 

5

 

 

25

 

 

45

 

 

6

 

 

26

 

 

46

 

 

7

 

 

27

 

 

47

 

 

8

 

 

28

 

 

48

 

 

9

 

 

29

 

 

49

 

 

10

 

 

30

 

 

50

 

 

11

 

 

31

 

 

51

 

 

12

 

 

32

 

 

52

 

 

13

 

 

33

 

 

53

 

 

14

 

 

34

 

 

54

 

 

15

 

 

35

 

 

55

 

 

16

 

 

36

 

 

56

 

 

17

 

 

37

 

 

57

 

 

18

 

 

38

 

 

58

 

 

19

 

 

39

 

 

59

 

 

20

 

 

40

 

 

60