Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 6.2.6. Опросник «Шкала определения соперничества между детьми»

 

Цель данной методики – диагностика  степени ревности к младшему брату (младшей сестре), степени соперничества между детьми. Данный    опросник предназначен для детей дошкольного, младшего школьного и среднего школьного возрастов.

Инструкция А: «Прочите вопросы, представленные ниже, ответьте «да» или «нет», подчеркнув нужный ответ.

Бланк опросника 1

Если бы от тебя зависело, то ты…

1.    Всегда бы играл (ла) с младшим братом (сестрой) - да, нет.

2.    Отдавал (а) бы ему (ей) свои самые лучшие игрушки - да, нет.

3.    Брал (а) бы его (ее) с собой на прогулку - да, нет.

4.    Защищал (а) бы его (ее) во дворе - да, нет.

5.    Ухаживал (а) бы за ним (ней) - да, нет.

6.    Хвалил бы его (ее) маме и папе - да, нет.

7.    Радовался бы, что он (она) у тебя есть - да, нет.

8.    Сидел бы с ним (ней) дома, чтобы он (она) не оставался (лась) один (одна) - да, нет.

9.    Читал бы ему (ей) сказки - да, нет.

10.Отводил (а) бы его (ее) в детский сад или в школу - да, нет.

Обработка и интерпретация результатов. После ответа на все вопросы подсчитайте общее количество ответов «да» и ответов «нет». Чем больше будет ответов «нет», тем ревнивее относится ребенок к своему младшему брату или младшей сестре. Особенно неблагоприятна ситуация для ребенка, когда число ответов «нет» превышает 6, или 60%.

О степени ревности к старшему брату (старшей сестре) и о соперничестве между детьми можно судить по опроснику, предназначенному для детей различного возраста (начиная с дошкольного).

Инструкция Б. На каждый пункт опросника ребенок должен конкретно ответить да или нет.

Бланк опросника 2

 

Если бы от тебя зависело, то ты…

1.    Гордился (лась) бы тем, что у тебя есть старший брат (сестра) - да, нет.

2.    Брал (а) бы всегда с него (нее) пример - да, нет.

3.    Дружил (а) бы с ним (нею) как с лучшим другом - да, нет.

4.    Всем бы рассказывал (а), что у тебя есть старший брат (сестра) - да, нет.

5.    Хвалил (а) бы его (ее) маме и папе - да, нет.

6.    Не мешал 9ла) бы ему (ей) делать уроки - да, нет.

7.    Не жаловался (лась) бы на него (нее) маме и папе - да, нет.

8.    Помогал (ла) б ему (ей) выполнять все по дому - да, нет.

9.    Делился (лась) бы с ним (нею) всем вкусным - да, нет.

10.Отдавал (ла) бы ему (ей) все самое лучшее - да, нет.

 

Обработка и интерпретация результатов. После ответа на все вопросы, как и в предыдущем опроснике, подсчитайте общее количество ответов «да» и ответов «нет». Чем больше будет ответов «нет», тем с большим чувством ревности относится ребенок к своему старшему брату или старшей сестре.

Особенно неблагоприятная ситуация для ребенка, когда число ответов «нет» больше 6 или 60 %.

 

6.2.7. Диагностика уровня личностной агрессивности

 

Проявление насилия в семье способствует формированию агрессивного поведения. Агрессивное поведение – это специфическая форма действий человека, характеризующаяся демонстрацией превосходства в силе, либо с применением силы к другому человеку.

Для понимания происхождения конкретных проявлений агрессивного поведения необходимо установить, является ли агрессивный акт неадекватной защитной реакцией члена семьи, следствием его аффективного состояния или он имеет целенаправленный смысл. Многие исследователи согласны с английским социологом Г.Вильсоном, что современное насилие в подавляющем большинстве случаев – это своеобразная форма невротического протеста личности против различного рода стрессовых факторов и условий социальной жизни, в которой ей трудно адаптироваться. Поэтому мы агрессивное поведение рассматриваем как противоположное адаптивному [12].

Адаптивное поведение – это взаимодействие человека/члена семьи с другим человеком/членом семьи, характеризующееся согласованием интересов, требований и ожиданий членов семьи. Высокий уровень агрессивности родителя или ребенка влияет на поведение в семье, способствует проявлению конфликтов и соперничества между членами семьи.

Выделяют следующие типы агрессивного поведения:

1.  Вербальная агрессия: человек вербально, словами, выражает свое агрессивное отношение к другому человеку, употребляет словесные оскорбления.

2. Физическая агрессия: человек склонен физически выражать свою агрессию по  отношению к другому человеку и может применить грубую физическую силу.

3.    Предметная агрессия: человек срывает свою агрессию на окружающих

        предметах.

4. Эмоциональная агрессия: у человека при общении с другим человеком возникает эмоциональное отчуждение, чувство подозрительности, враждебности, неприязни и  недоброжелательства по отношению к нему.

5.    Самоагрессия: человек не находится сам с собой в мире, согласии, у него отсутствуют или ослаблены механизмы защиты «Я», он оказывается беззащитен по отношению к агрессивной среде.

В приложении 1.3. представлен  опросник Басса-Дарки, основная цель которого – оценка уровня личностной агрессивности.

 

    6.3.  Основы проведения  психологического обследования родителей

 

 В основе диагностического обследования родителей лежат две задачи:

1. Исследование межличностных отношений в системе «родитель - ребенок» с точки зрения родителей.

2.  Диагностика родительских способностей.

 

6.3.1.Опросник АСВ (Анализ семейного воспитания) Э. Г. Эйдемиллера

 

Опросник АСВ позволяет диагностировать тип семей­ного воспитания и характер его нарушений. Диагностируются следующие наруше­ния семейного воспитания:

I.Уровень протекции— сколько сил, времени уделяют родители воспитанию ребенка:

1) гиперпротекция (чрезмерная) — шкала Г+;

2)  гипопротекция (недостаточная) — шкала Г-.

II. Степень удовлетворения потребностей— в какой мере деятельность родителей нацелена на удовлетворение потреб­ностей ребенка, как материально-бытовых, так и духовных:

1) потворствование (стремление родителей к максималь­ному и некритическому удовлетворению любых потребнос­тей ребенка) — шкала У+;

2) игнорирование потребностей ребенка (недостаточное стремление родителей к удовлетворению «потребностей ре­бенка) — шкала У-.

III. Уровень требовательности к ребенку в семье. Они выступают в виде обязанностей, запретов, наказаний:

1) чрезмерность требований-обязанностей представляет риск психотравматизма — шкала Т+;

2)  недостаточность требований-обязанностей приводит к трудности привлечения ребенка к какому-либо делу — шкала Т—;

3) чрезмерность требований-запретов формирует реакцию эмансипации или предопределяет развитие черт сенситив­ной и тревожно-мнительной акцентуации — шкала 3+;

4) недостаточность требований-запретов стимулирует развитие гипертимного, неустойчивого типа характера — шкала 3-;

5) чрезмерность санкций — чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения — шкала С+;

6) минимальность санкций — упование на поощрение, со­мнение в результативности любых наказаний — шкала С—.

IV.  Неустойчивость стиля воспитания— резкая смена стиля, приемов воспитания, формирующая упрямство, — шкала Н.

Результаты оформляются в виде таблицы:

 

Диагностика типов семейного воспитания

 

Характер нарушений

Уровень протекции

Полнота удовлетворения потребностей

Степень предъявления требований

Степень запрета

Строгость санкций

Типы нарушений семейного воспитания

П (г+г-)

У

Е

З

С

Потворствующая гиперпротекция

+

+

-

-

-

Доминирующая гиперпротекция

+

±

±

+

±

Эмоциональное отвержение

-

-

+

+

+

Жестокое обращение

-

-

±

±

+

Гипопротекция

-

-

-

-

±

Повышенная моральная ответственность

-

-

+

±

±

Бланк ответов

V

21 22

41 42

61 62

81 82

Е±.   7 Г-    8

X

4

23  24

 

43 44

 

63 64

 

83 84

 

У+    6 У-    4

 

5

25

45

65

85

Т+    4

6

26

46

66

86

Т-    4

7

27

47

67

87

3+    4

8

28

48

68

88

3-3

9

29

49

69

89

С+    4

10

30

50

70

90

С-    4

11

31

51

71

91

Н     5

12

32

52

72

92

РРЧ   6

13

33

53

73

93

ПДК   4

14

34

54

74

94

ВН    4

15

35

55

75

95

ФУ   6

16 17

36 37

56 57

76 77

96 97

НРЧ   7 ПНК   4

18

38

58

78

98

ВК    4

19

39

59

79

99

ПМК   4

20

40

60

80

100

ПЖК   4

101

107

ИЗ

119

125

г+

102

Ю8

114

120

126

г-

103

109

115

121

127

у+        

104

110

116

122

128

РРЧ

105

111

117

123

129

ФУ

106

112

Л8

124

130

НРЧ

                            Сколько лет сыну (дочери)

Данные по валидизации методики по всем шкалам: г=0,56; ро=0,60; п = 180; р=Ж= =0,01; р<0,01.

Примечание: + чрезмерная выраженность соответствую­щей черты воспитания; - недостаточная выраженность; ± при данном типе воспитания возможны как чрезмерность данной черты, так и недостаточность или просто выраженность.

Устойчивые сочетания различных черт воспитания пред­ставляют собой тип целенаправленного воспитания.

Классификация типов нарушений семейного воспита­ния выглядит следующим образом.

Потворствующая гиперпротекция (сочетание черт, отраженных в шкалах Г+, У+ при Т-, 3-, С- ). Подрос­ток находится в центре внимания семьи, которая стре­мится к максимальному удовлетворению его потребнос­тей. Этот тип воспитания способствует развитию демон­стративных (истероидных) и гипертимных черт харак­тера у подростков.

Доминирующая гиперпротекция (Т+, У±, Т±, 3+, С±). Подросток также в центре внимания родителей, которые от­дают ему много сил и времени, лишая самостоятельности, ставя многочисленные ограничения и запреты. Такое вос­питание усиливает реакцию эмансипации и обусловливает острые аффективные реакции экстрапунитивного типа. При тревожно-мнительном (психастеническом), сенситивном, астено-невротическом типах отклонений характера домини­рующая гиперпротекция усиливает астенические черты.

Эмоциональное отвержение (Г±, У-, Т±, 3±, С±). В крайнем варианте это воспитание по типу «Золушки». Формирует и усиливает черты инертно-импульсивной (эпилептоидной) акцентуации характера и эпилептоидной психопатии, ведет к декомпенсации и формированию не­вротических расстройств у подростков с эмоционально-лабильной, сенситивной, астено-невротической акценту­ациями характера.

Повышенная моральная ответственность (Г-, У-, Т+). Этот тип воспитания характеризуется сочетанием высоких требований к подростку с недостатком внимания к нему со стороны родителей, меньшей заботой о нем. Стимулирует­ся развитие черт тревожно-мнительной (психастенической) акцентуации характера.

Гипопротекция (гипоопека) (Г-, У-, Т-, 3-, С±). Под­росток предоставлен себе, родители не интересуются им, не контролируют его. Такое воспитание особенно неблагоп­риятно при акцентуациях гипертимного, неустойчивого и конформного типов.

Причины неправильного воспитания весьма различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, ме­шающие наладить адекватное воспитание. Чаще — низкая педагогическая культура родителей. Во втором случае не­редко основную роль в нарушении воспитательного про­цесса играют личностные особенности самих родителей.

Довольно часто родители склонны решать личностные проблемы за счет ребенка. Это может выражаться в следу­ющем:

·            расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ);

·            предпочтение в подростке детских качеств (шкала ПДК);

·            воспитательная неуверенность родителя (шкала ВН);

·            фобия утраты ребенка (шкала ФУ);

·            неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ);

·            сдвиг в установке родителей по отношению к полу ребенка (шкала ПЖК — предпочтение женских ка­честв, шкала ПМК — предпочтение мужских ка­честв);

·            проекция на подростка собственных нежелаемых ка­честв (шкала ПНК);

·            вынесение конфликта между супругами в сферу вос­питания (шкала ВК).

Какие нарушения вызывают подобные отношения ро­дителей? Повышенную (доминирующую или потворствую­щую) протекцию или, наоборот, гипопротекцию, эмоцио­нальное отвержение и жестокое обращение. Возможен и противоречивый тип воспитания.

Правила пользования опросником

Перед тем как мать или отец начнут заполнять опрос­ник, постарайтесь создать атмосферу доверительного пси­хологического контакта. Родители должны быть заинтере­сованы в искренности собственных ответов.

Каждый опрашиваемый получает бланк регистрации ответов и текст опросника. Зачитайте инструкцию, содер­жащуюся в начале опросника, и убедитесь, что родители все поняли правильно. После того как началось заполне­ние бланка регистрации ответов, инструктирование или пояснения нежелательны.

Обработка результатов. На бланке регистрации от­ветов номера, относящиеся к одной шкале, для скорости подсчета расположены в одной строчке. Подсчитайте чис­ло обведенных номеров. Обратите внимание на то, что на бланке регистрации ответов за вертикальной чертой ука­зано диагностическое значение (ДЗ) для каждой шкалы. Если число обведенных номеров достигает или превыша­ет диагностическое значение, то у обследуемого родителя считается установленным указанный тип отклонения в вос­питании.

Буквы за чертой — это применяемые в данных методи­ческих рекомендациях сокращенные названия шкал. При­чем некоторые названия шкал подчеркнуты; это значит, что к результату по горизонтальной строке (набранному числу баллов) надо прибавить результат по дополнитель­ной шкале, которая находится в нижней части бланка под горизонтальной чертой и обозначена теми же буквами, что и основная.

При наличии отклонений по нескольким шкалам необ­ходимо обратиться к «Диагностике типов семейного воспи­тания». Это поможет точнее установить тип отклонения воспитания в исследуемой семье.

 

6.3.2. Опросник АСВ для родителей

Подростковый вариант

Уважаемый родитель! Предлагаемый Вам опросник содержит утверждения о воспитании детей. Утверждения пронумерованы. Такие же номера есть в «Бланке для ответов».

Читайте по очереди утверждения опросника. Если Вы, в общем, согласны с ними, то на «Бланке для ответов» обведите кружком номер утверждення. Если Вы, в общем, не согласны, зачеркните этот же номер. Если очень трудно выбрать, то поставьте на номере вопросительный знак. В опроснике нет «неправильных» или «правильных» утверждений. Отвечайте так, как Вы сами думаете.  На утверждения, номера которых выделены в опроснике, отцы могут не отвечать:

1. Все, что я делаю, я делаю ради моего сына (дочери).

2. У меня часто не хватает времени позаниматься с сыном (дочерью) чем-нибудь интересным, куда-нибудь пойти вместе, поговорить подольше о чем-нибудь интересном.

3. Мне приходится разрешать моему ребенку такие вещи, которых не разрешают многие другие родители.

4. Не люблю, когда сын (дочь) приходит ко мне с вопросами. Лучше, чтобы догадался (догадалась) сам(а).

5. Наш сын (дочь) имеет дома больше обязанностей, чем большинство его товарищей.

6. Моего сына (дочь) очень трудно заставить что-нибудь сделать по дому.

7. Всегда лучше, если детн не думают над тем, правильны ли взгляды их родителей.

8. Мой сын (дочь) возвращается вечером тогда, когда хочет.

9. Если хочешь, чтобы твой сын (дочь) стал(а) человеком, не оставляй безнаказанным ни одного его (ее) плохого поступка.

10. Если только возможно, стараюсь не наказывать сына (дочь).

11. Қогда я в хорошем настроенин, нередко прощаю своему сыну (дочери) то, за что в другое время наказал бы.

12. Я люблю своего сына (дочь) больше, чем люблю (любила) супруга.

13. Маленькие дети мне нравятся больше, чем большие.

14. Если мой сын (дочь) подолгу упрямится или злится, у меня бывает чувство, что поступил(а) по отношению к нему (к ней) неправильно.

15. У нас долго не было ребенка, хотя мы его очень ждали.

16. Общение с детьми, в общем-то,— очень утомительное дело.

17. У моего сына (дочери) есть некоторые качества, которые выводят меня из себя.

18. Воспитание моего сына (дочери) шло бы гораздо лучше, если бы мой муж (моя жена) не мешал(а) бы мне.

19. Большинство мужчин легкомысленнее, чем женщины.

20. Большинство женщин легкомысленнее, чем мужчины.

21. Мой сын (дочь) для меня — самое глааное в жизни.

22. Часто бывает, что я не знаю, где пропадает мой сын (дочь).

23. Стараюсь купить своему сыну (дочери) такую одежду, какую он (она) сам(а) хочет, даже если она дорогая.

24. Мой сын (дочь) непонятлив(а). Легче самому 2 раза сделать, чем 1 раз объяснить ему (ей).

25. Моему сыну (дочери) нередко приходится (или приходилось раньше) присматривать за младшим братом (сестрой).

26. Нередко бывает так; напоминаю, напоминаю сыну (дочери) сделать что-нибудь, а потом плюну и сделаю сам (сама).

27. Родители ни в коем случае не должны допускать, чтобы дети подмечали их слабости и недостатки.

28. Мой сын (дочь) сам(а) решает, с кем ему дружить.

29. Дети должны не только любить своих родителей, но и бояться их.

30. Я очень редко ругаю сына (дочь).

31. В нашей строгости к сыну (дочери) бывают большие колебания. Иногда мы очень строги, а иногда все разрешаем.

32. Мы с сыном понимаем друг друга лучше, чем сын с мужем.

33. Меня огорчает то, что мой сын (дочь) слишком быстро становится взрослым(ой).

34. Если ребенок упрямится, потому что плохо себя чувствует, лучше всего сделать так, как он хочет.

35. Мой ребенок рос слабым и болезненным.

36. Если бы у меня не было детей, я бы добился (добилась) в жизни гораздо большего.

37. У моего сына (дочери) есть слабости, которые не проходят, хотя я упорно с ними борюсь.

38. Нередко бывает, что, когда я наказываю моего сына (дочь), мой муж (жена) тут же начинает упрекать меня в излишней строгости и утешать его (ее).

39. Мужчины более склонны к супружеской измене, чем женщины.

40. Женщины более склонны к супружеской измене, чем мужчины.

41. Заботы о сыне (дочери) занимают наибольшую часть моего времени.

42. Мне много раз пришлось пропустить родительское собрание.

43. Стараюсь купить ему (ей) все то, что он (она) хочет, даже если это стоит дорого.

44. Если подольше побыть в обществе моего сына (дочери), можно сильно устать.

45. Мне много раз приходилось поручать моему сыну (дочери) важные и трудные дела.

46. За моего сына (дочь) нельзя поручиться в серьезном деле.

47. Главное, чему родители должны научить своих детей,— это слушаться.

48. Мой сын (дочь) сам(а) решает, курить ему  (ей) или нет.

49. Чем строже родители к ребенку, тем лучше для него.

50. По характеру я— мягкий человек.

51. Если моему сыну (дочери) чего-то от меня нужно, он (она) старается выбрать момент, когда я в хорошем настроении.

52. Когда думаю о том, что когда-нибудь мой сын (дочь) вырастет и я буду ему (ей) не нужна, у меня портится настроение.

53. Чем дети старше, тем труднее иметь с ними дело.

54. Чаще всего упрямство ребенка бывает вызвано тем, что родители не умеют правильно к нему подойти.

55. Я постоянно переживаю за здоровье сына (дочери).

56. Если бы у меня не было детей, мое здоровье было бы гораздо лучше.

57. Некоторые очень важные недостатки моего сына (дочери) упорно не исчезают, несмотря на все меры.

58. Мой сын (дочь) недолюбливает моего мужа (жену).

59. Мужчина хуже умеет понять чувства другого человека, чем женщина.

60. Женщина хуже умеет понять чувства другого человека, чем мужчина.

61. Ради моего сына (дочери) мне от многого в жизни пришлось отказаться.

62. Бывало, что я не узнавал(а) о замечании или двойке в днувнике потому, что не посмотрел(а) дневник.

63. Я трачу на своего сына (дочь) значительно больше денег, чем на себя.

64. Не люблю, когда сын (дочь) что-то просит. Сам(а) лучше знаю, чего ему надо.

65. У моего сына (дочери) более трудное детство, чем у большинства его (ее) товарищей.

66. Дома мой сын (дочь) делает только то, что ему (ей) хочется, а не то, что надо.

67. Дети должны уважать родителей больше, чем всех других людей.

68. Мой сын (дочь) сам(а) решает, на что ему (ей) тратить свои деньги.

69. Я строже отношусь к своему сыну (дочери), чем другие родители к своим.

70. От наказаний мало проку.

71. Члены нашей семьи неодинаково строги с сыном (дочерью). Одни балуют, другие, наоборот,— очень строги.

72. Мне бы хотелось, чтобы мой сын (дочь) не любил(а) никого, кроме меня.

73. Когда мой сын (дочь) был(а) маленький, он(а) мне нравился больше, чем теперь.

74. Часто я не знаю, как правильно поступить с моим сыном (дочерью).

75. В связи с плохим здоровьем сына (дочери) нам приходилось в детстве многое позволять ему (ей).

76. Воспитание детей — тяжелый и неблагодарный труд. Им отдаешь все, а взамен не получаешь ничего.

77. Моему сыну (дочери) мало помогает доброе слово. Единственное, что на него (нее) действует — это постоянные строгие наказания.

78. Мой муж (жена) старается настроить сына (дочь) против меня.

79. Мужчины чаще, чем женщины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

80. Женщины чаще, чем мужчины, действуют безрассудно, не обдумав последствий.

81. Я все время думаю о моем сыне (дочери), о его (ее) делах, здоровье и т. д.

82. Нередко приходится (или приходилось) расписываться в дневнике за несколько недель сразу.

83. Мой сын (дочь) умеет добиться от меня того, чего хочет.

84. Мне больше нравятся тихие и спокойные дети.

85. Мой сын (дочь) много помогает мне (дома или на работе).

86. У моего сына (дочери) мало обязанностей по дому.

87. Даже если дети уверены, что родители неправы, они должны делать так, как говорят родители.

88. Выходя из дому, мой сын (дочь) редко говорит, куда идет.

89. Бывают случаи, когда лучшее наказание — это ремень.

90. Многие недостатки в поведении сына (дочери) прошли сами собой с возрастом.

91. Когда наш сын (дочь) что-то натворит, мы беремся за него (нее). Если все тихо, опять оставляем его (ее) в покое.

92. Если бы мой сын не был моим сыном, а я была бы помоложе, то я бы наверняка в него влюбилась.

93. Мне интереснее говорить с маленькими детьми, чем с большими.

94. В недостатках моего сына (дочери) виноват(а) я сам(а), потому что не умел(а) его

воспитывать.       

95. Только благодаря нашим огромным усилиям сын (дочь) остался(лась) жив(а).

96. Нередко завидую тем, кто живет без детей.

97. Если предоставить моему сыну (дочери) свободу, он (она) немедленно использует это во вред себе или окружающим.

98. Нередко бывает, что если я говорю своему сыну (дочери) одно, то муж (жена) специально говорит наоборот.

99. Мужчины чаще, чем женщины, думают только о себе.

100. Женщины чаще, чем мужчины, думают только о себе.

101. Я трачу на сына (дочь) больше сил и времени, чем на себя.

102. Я довольно мало знаю о делах сына (дочери).

103. Желание моего сына (дочери) — для меня закон.

104. Когда мой сыи был маленький, он очень любил спать со мной.

105. У моего сына (дочери) плохой желудок.

106. Родители нужны ребенку, лишь пока он не вырос. Потом он все реже вспоминает о них.

107. Ради сына (дочери) я пошел бы (пошла бы) на любую жертву.

108. Моему сыну (дочери) нужно уделять значительно больше времени, чем я могу.

109. Мой сын (дочь) умеет быть таким милым, что я ему все прощаю.

110. Мне бы хотелось, чтобы сын женился попозже — после 30 лет.

111. Руки и ноги моего сына (дочери) часто бывают очень холодными.

112. Большинство детей — маленькие эгоисты. Они совсем не думают о здоровье и чувствах своих родителей.

113. Если не отдавать моему сыну (дочери) все время и силы, то все может плохо кончиться.

114. Когда все благололучно, я меньше интересуюсь делами сына (дочери).

115. Мне очень трудно сказать своему ребенку: «Нет».

116. Меня огорчает, что мой сын (дочь) все менее нуждается во мне.

117. Здоровье моего сына (дочери) хуже, чем у большинства других подростков.

118. Многие дети испытывают слишком мало благодарности по отношению к родителям.

119. Мой сын (дочь) не может обходиться без моей постоянной помоши.

120. Большую часть своего свободного времени сын (дочь) проводит вне дома.

121. У моего сына (дочери) очень много времени на развлечения.

122. Кроме моего сына, мне больше никто на свете не нужен.

123. У моего сына (дочери) прерывистый и беспокойный сон.

124. Нередко думаю, что я слишком рано женился (вышла замуж).

125. Все, чего добился мой сын (дочь) к настоящему моменту (в учебе, работе или другом), он (она) добился (лась) только благодаря моей постоянной помощи.

126. Делами сына (дочери) в основном занимается мой муж (жена).

127. Кончив уроки (или придя с работы), мой сын (дочь) занимается тем, что ему (ей) нравится.

128. Когда я вижу или представляю сына с девушкой, у меня портится настроение.

129. Мой сын (дочь) часто болеет.

130. Семья не помогает, а осложняет мою жизнь.