Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 6.3.3. Тест-опросник родительского отношения к детям

(А. Я. Варга, В. В. Столин)

 

Тест-опросник родительского отношения (ОРО) представ­ляет собой психодиагностический инструмент, ориентиро­ванный на выявление родительского отношения у лиц, обращающихся за психологической помощью по вопросам вос­питания детей и общения с ними.

Родительское отношение понимается как система разнооб­разных чувств по отношению к ребенку, поведенческих стерео­типов, практикуемых в общении с ним, особенностей восприя­тия и понимания характера и личности ребенка, его поступков.

 

Структура опросника

Опросник состоит из 5 шкал.

I.«Принятие — отвержение». Шкала отражает интеграль­ное эмоциональное отношение к ребенку. Содержание одного полюса шкалы: родителю нравится ребенок таким, какой он есть. Родитель уважает индивидуальность ребенка, симпати­зирует ему. Родитель стремится проводить много времени вместе с ребенком, одобряет его интересы и планы. На дру­гом полюсе шкалы: родитель воспринимает своего ребенка плохим, неприспособленным, неудачливым. Ему кажется, что ребенок не добьется успеха в жизни из-за низких способнос­тей, небольшого ума, дурных наклонностей. По большей ча­сти родитель испытывает к ребенку злость, досаду, раздражение, обиду. Он не доверяет ребенку и не уважает его.

II.«Кооперация» — социально-желательный образ ро­дительского отношения. Содержательно эта шкала раскры­вается так: родитель заинтересован в делах и планах ребен­ка, старается во всем помочь ребенку, сочувствует ему. Ро­дитель высоко оценивает интеллектуальные и творческие способности ребенка, испытывает чувство гордости за него. Он поощряет инициативу и самостоятельность ребенка, ста­рается быть с ним на равных. Родитель доверяет ребенку, старается стать на его точку зрения в спорных вопросах.

III. «Симбиоз» — шкала отражает межличностную ди­станцию в общении с ребенком. При высоких баллах по этой шкале можно считать, что родитель стремится к симбиотическим отношениям с ребенком.

Содержательно эта тенденция описывается так: родитель ощущает себя с ребенком единым целым, стремится удовлет­ворить все потребности ребенка, оградить его от трудностей и неприятностей жизни. Родитель постоянно ощущает тревогу за ребенка, ребенок кажется ему маленьким и беззащитным.

Тревога родителя повышается, когда ребенок начинает автономизироваться волей обстоятельств, так как по своей воле родитель не предоставляет ребенку самостоятельности никогда.

IV. «Авторитарная гиперсоциализация» — отражает форму и направление контроля за поведением ребенка. При высоком балле по этой шкале в родительском отношении отчетливо просматривается авторитаризм. Родитель требует от ребенка безоговорочного послушания и дисциплины. Он старается навязать ребенку во всем свою волю, не в состоя­нии стать на его точку зрения. За проявления своеволия ребенка сурово наказывают. Родитель пристально следит за социальными достижениями ребенка и требует социального успеха. При этом родитель хорошо знает ребенка, его инди­видуальные способности, привычки, мысли, чувства.

V.«Маленький неудачник» — отражает особенности вос­приятия и понимания ребенка родителем. При высоких значе­ниях по этой шкале в родительском отношении имеется стрем­ление инфантилизировать ребенка, приписать ему личную и социальную несостоятельность. Родитель видит ребенка млад­шим по сравнению с реальным возрастом. Интересы, увлече­ния, мысли и чувства ребенка кажутся родителю детскими, несерьезными. Ребенок представляется неприспособленным, неуспешным, открытым для дурных влияний. Родитель не доверяет своему ребенку, досадует на его неуспешность и не­умелость. В связи с этим родитель старается оградить ребенка от трудностей жизни и строго контролировать его действия.

Текст опросника ОРО

 

1. Я всегда сочувствую своему ребенку.

2. Я считаю своим долгом знать все, что думает мой ребенок.

3. Я уважаю своего ребенка.

4. Мне кажется, что поведение моего ребенка значительно отклоняется от нормы.

5. Нужно подольше держать ребенка в стороне от реальных жизненных проблем, если они его травмируют.

6. Я испытываю к ребенку чувство расположения.

7. Хорошие родители ограждают ребенка от трудностей жизни.

8. Мой ребенок часто неприятен мне.

9. Я всегда стараюсь помочь своему ребенку.

10. Бывают случаи, когда издевательское отношение к ребенку приносит ему большую пользу.

11. Я испытываю досаду по отношению к своему ребенку.

12. Мой ребенок ничего не добьется в жизни.

13. Мне кажется, что дети потешаются над моим ребенком.

14. Мой ребенок часто совершает такие поступки, которые, кроме презрения, ничего не стоят.

15. Для своего возраста мой ребенок немножко незрелый.

16. Мой ребенок ведет себя плохо специально, чтобы досадить мне.

17. Мой ребенок впитывает в себя все дурное как «губка».

18. Моего ребенка трудно научить хорошим манерам при всем старании.

19. Ребенка следует держать в жестких рамках, тогда из него вырастет порядочный человек.

20. Я люблю, когда друзья моего ребенка приходят к нам в дом.

21. Я принимаю участие в своем ребенке.

22. К моему ребенку «липнет» все дурное.

23. Мой ребенок не добьется успеха в жизни.

24. Когда в компании знакомых говорят о детях, мне немного стыдно, что мой ребенок не такой умный и способный, как мне бы хотелось.

25. Я жалею своего ребенка.

26. Когда я сравниваю своего ребенка со сверстниками, они кажутся мне взрослее и по поведению, и по суждениям.

27. Я с удовольствием провожу с ребенком все свое свободное время.

28. Я часто жалею о том, что мой ребенок растет и взрослеет, и с нежностью вспоминаю его маленьким.

29. Я часто ловлю себя на враждебном отношении к ребенку.

30. Я мечтаю о том, чтобы мой ребенок достиг всего того, что мне не удалось в жизни.

31. Родители должны приспосабливаться к ребенку, а не только требовать этого от него.

32. Я стараюсь выполнять все просьбы моего ребенка.

33. При принятии семейных решений следует учитывать мнение ребенка.

34. Я очень интересуюсь жизнью своего ребенка.

35. В конфликте с ребенком я часто могу признать, что он по-своему прав.

36. Дети рано узнают, что родители могут ошибаться.

37. Я всегда считаюсь с ребенком.

38. Я испытываю к ребенку дружеские чувства.

39. Основная причина капризов моего ребенка — эгоизм, упрямство и лень.

40. Невозможно нормально отдохнуть, если проводить отпуск с ребенком.

41. Самое главное, чтобы у ребенка было спокойное и беззаботное детство.

42. Иногда мне кажется, что мой ребенок не способен ни на что хорошее.

43. Я разделяю увлечения своего ребенка.

44. Мой ребенок может вывести из себя кого угодно.

45. Я понимаю огорчения своего ребенка.

46. Мой ребенок часто раздражает меня.

47. Воспитание ребенка — сплошная нервотрепка.

48. Строгая дисциплина в детстве развивает сильный характер.

49. Я не доверяю своему ребенку.

50. За строгое воспитание дети благодарят потом.

51. Иногда мне кажется, что я ненавижу своего ребенка.

52. В моем ребенке больше недостатков, чем достоинств.

53. Я разделяю интересы своего ребенка.

54. Мой ребенок не в состоянии что-либо сделать самостоятельно, а если и сделает, то обязательно не так.

55. Мой ребенок вырастет не приспособленным к жизни.

56. Мой ребенок нравится мне таким, какой он есть.

57. Я тщательно слежу за состоянием здоровья моего ребенка.

58. Нередко я восхищаюсь своим ребенком.

59. Ребенок не должен иметь секретов от родителей.

60. Я не высокого мнения о способностях моего ребенка и не скрываю этого от него.

61. Очень желательно, чтобы ребенок дружил с теми детьми, которые нравятся его родителям.

 

Ключи к опроснику

I. «Принятие — отвержение»: 3, 4, 8, 10, 12, 14, 15, 16, 18, 20, 23, 24, 26, 27, 29, 37, 38, 39, 40, 42, 43, 44, 45, 46, 47, 49, 51, 52, 53, 55, 56, 60.

П. Образ социальной желательности поведения: 6, 9, 21, 25, 31, 33, 34, 35, 36.

III. «Симбиоз»: 1, 5, 7, 28, 32, 41, 58.

IV. «Авторитарная гиперсоциализация»: 2, 19, 30, 48, 50, 57, 59.

V.  «Маленький неудачник»: 9, 11, 13, 17, 22, 28, 54, 61.

Порядок подсчета тестовых баллов:

При подсчете тестовых баллов по всем шкалам учиты­вается ответ «верно».

Высокий тестовый балл по соответствующим шкалам интерпретируется как:

I  — отвержение,

II  — социальная желательность,

III  — симбиоз,

IV  — гиперсоциализация,

V  — инфантилизация (инвалидизация).

Тестовые нормы приводятся в виде таблиц процентных рангов тестовых баллов по соответствующим шкалам.


Таблицы перевода сырых баллов в процентные ранги по шкалам опросника

1 шкала"Принятие-отвержение"

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

Процентиль-ный ранг

0

0

0

0

0

0

0,63

3,79

12,02

13,01

53,79

68,35

"Сырой балл"

12

13

14

15

16

17

18

19

 

 

 

 

Процентиль-ный ранг

77,21

84,17

88,60

90,50

92,40

93,67

94,30

95,50

 

 

 

 

"Сырой балл"

20

21

22

23

24

25

26

27

 

 

 

 

Процентиль-ный ранг

97,46

98,10

98,73

99,36

100

100

100

100

 

 

 

 

"Сырой балл"

28

29

30

31

32

 

 

 

 

 

 

 

Процентиль-ный ранг

100

100

100

100

100

 

 

 

 

 

 

 

II шкала "Кооперация"

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

9

Процентиль-ный ранг

1,57

3,46

5,67

7,88

9,77

12,29

19,22

31,19

48,82

80,33

III шкала"Симбиоз"

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

Процентильный ранг

4,72

19,53

39,06

57,96

74,97

86,63

92,93

95,65

IV шкала "Авторитарная гиперсоциализация"

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

Процентильный ранг

4,41

13,86

32,13

53,87

69,30

83,79

95,74

V шкала "Маленький неудачник"

"Сырой балл"

0

1

2

3

4

5

6

7

8

Процентильный ранг

14,55

45,57

70,25

84,81

93,04

96,83

99,37

99,83

100

 

6.3.4. Оценка родительских способностей

 

 

Обратившись к пирамиде потребностей А.Маслоу (рис.1), можно определить группы нужд развития ребенка, которые наиболее актуальны в плане возможности их удовлетворения с помощью родительских способностей при воспитании ребенка в семье. К ним можно отнести:

-        Здоровье

-        Образование

-        Личностное развитие

 

 

 Рис.1. Иерархия человеческих       потребностей А. Маслоу

 

Для удовлетворения  указанных групп потребностей ребенка необходимо наличие у  личности   следующих   родительских способностей:

-        способность содействовать сохранению здоровья ребенка.

-        способность содействовать получению ребенком образования.

-        способность содействовать личностному развитию ребенка.

   Для этого необходимо провести психологическое обследование:

·                 Личностных особенностей (особенности характера, темперамента, способности к эмпатии, склонностей, интересов, уровня агрессивности (см. Приложение I.3.) и т.д.).

·                  Межличностных отношений (коммуникативная компетентность, особенности реагирования в конфликтных ситуациях и т.д.) (см. Приложении I.4.).

·                 Межличностных отношений в семье:

-        совокупность ранее сложившихся установок и ценностных ориентаций в отношении к ребенку (ребенок как самоценность или отношение к нему занимает подчиненное положение в иерархии других мотивационных отношений – профессиональных, престижных и др.; принятие-отвержение ребенка, уважение и доверие к ребенку, соблюдение границ личности ребенка);

-        тип воспитания, установившийся в семье (гиперпротекция, гипопротекция, эмоциональное отвержение, безнадзорность и т.д.).

 Помимо данных групп родительские способности включают эмоциональную теплоту и позитивный тон семейных отношений, стабильность семьи, способность в обеспечении базовых потребностей и потребностей в защите и безопасности, способность развивать жизненные навыки ребенка и содействовать удовлетворению его мета-потребностей.

Методы оценки:

-        диагностическое интервью (собеседование), 

-        специальные тесты, вопросники;

-        постановка и решение ситуационных задач.

Данные методы  позволяют провести комплексную диагностику родительских способностей. Результаты диагностики также могут использоваться при формировании индивидуальной программы укрепления семьи.

 

 6.3.5. Опросник  для родителей «Типы воспитания детей»

 

Воспитание - деятельность по передаче новым поколениям общественно-исторического опыта; планомерное и целенаправленное воздействие на сознание и поведение человека с целью формирования определенных установок, понятий, принципов, ценностных ориентаций, обеспечивающих условия для его развития, подготовки к общественной жизни и труду. Рассматривая воспитание как процесс, осуществляемый при взаимодействии воспитателей и воспитуемых, а так же при взаимодействии самих воспитуемых - полноправных субъектов, а не только объектов воспитания. Отечественная психология изучает закономерности саморазвития личности в условиях специально организованной воспитательной системы, обеспечивающей не приспособление под растущего человека к существующим формам социального бытия, не подгонку под определенный стандарт, но целенаправленное развитие каждого ребенка как неповторимой человеческой индивидуальности. Организация воспитания связана с построением такой общественной практики, которая направляет развитие субъективного мира человека, содействуя осознанному принятию им общественных ценностей, самостоятельности в решении сложных нравственных проблем в соответствии с образцами и идеалами общества.

Назначение.

Опросник предназначен для определения типов воспитания родителями своих детей.

Инструкция: «Уважаемый родитель! В предлагаемом опроснике вы найдете ряд различных утверждений, мнений, даже откровений о некоторых типах воспитания детей. Все из этих утверждений носят порядковые номера. Эти же порядковые номера найдете вы и в «Бланке для ответов». Номера тех утверждений на опроснике, с которыми вы полностью согласны (совпадение вашего мнения и предлагаемого вам утверждения), обведите маленьким кружком. Остальные номера перечеркните».

 

 Опросник

1.    В нашем доме главный - наш ребенок.

2.    Не могу себе даже представить, чтобы мой ребенок что-то сделал, предварительно не посоветовавшись со мной.

3.    Вы поймите, я не успеваю переделать за день все свои дела, и, конечно, мне не до души ребенка.

4.    Мой ребенок должен быть мне благодарен, что воспитывается не в детском саду, а в семье.

5.    Как бы мой ребенок ни старался угодить мне, я в нем вижу только недостатки.

6.    Если мой ребенок провинился, я сдеру с него три шкуры.

7.    Я все время вдалбливаю своему ребенку, чтоб он все делал только на совесть.

8.    Я прощаю все капризы своему ребенку, лишь бы он был у меня здоровым.

9.    Чем часами уделять внимание своему ребенку, для меня гораздо проще что-нибудь ему купить.

10.Мой ребенок всегда знает, к кому надо обратиться в данной ситуации (маме или папе), чтобы получить желанный для него ответ.

11.Раньше я все позволял (а) своему ребенку, а теперь не позволяю ничего.

12.Мой ребенок с самого рождения уже знает, что ему нет равных.

13.Мой ребенок никогда сам без меня не примет никаких решений.

14.Я даю ребенку все: еду, одежду, кров - так зачем же еще уделять ему внимание.

15.Если бы вы только знали, как мешает мне мой ребенок!

16.Мой ребенок в тысячу раз хуже, чем ребенок у соседей.

17.Мнение ребенка ничего не стоит, мнение родителей - закон.

18.Я считаю: прежде всего у ребенка должны быть обязанности, а потом - права.

19.Я оберегаю своего ребенка от всего на свете. Он прекрасно знает, как мне дорого его здоровье.

20.Мой ребенок привык получать подарки каждый день. Не пойму, чем он все время недоволен.

21.В нашем доме каждый взрослый пользуется только своим стилем воспитания ребенка.

22.Моя дочь (мой сын) никак не понимает, что раз у нее теперь есть младший брат (сестра), мы не можем уделять ей максимум внимания.

23.Я живу лишь ради своего ребенка.

24.Не понимаю, почему все упрекают меня, что мой ребенок живет по подсказкам. Пусть по подсказкам, но зато моим…

25.Мне приходится воспитывать ребенка в основном по телефону.

26.Я не собираюсь уделять внимание своему ребенку. Мне его никто не уделял.

27.Я противопоставляю своего ребенка другим детям для его же блага.

28.Лучший способ воспитания - ремень.

29.Наш ребенок знает, что он должен оправдать наши надежды.

30.Я всегда иду на поводу у своего ребенка, помня о его плохом здоровье.

31.Мой ребенок не нуждается ни в чем. У него есть даже «птичье молоко».

32.У нас с мужем (женой) расхождения во взглядах на вопросы воспитания детей.

33.Не пойму, какая здесь трагедия, если теперь старшему ребенку достанется меньше нежности, ласки, чем когда то раньше, когда он еще в семье был лишь один.

34.Смысл моей жизни - это мой ребенок.

35.Мой ребенок никогда не совершит поступок, угрожающий его здоровью.

36.У меня нет времени знакомиться с друзьями моего ребенка.

37.Если даже мой ребенок не ночует дома - это его дело.

38.Моя дочь (мой сын)  в сто раз способнее, чем сын (дочь).

39.Только страх, страх наказания - узда для моего ребенка.

40.Мой ребенок наравне со всеми отвечает за порядок в доме.

41.Если мой ребенок начинает жаловаться на свое здоровье, я лишаюсь полностью покоя.

42.Мой ребенок знает, как я занят (а) на работе и моя зарплата мне необходима, чтоб он не нуждался, как другие дети.

43.Моему ребенку надо целый день лавировать между мной и мужем (женой), дедушкой и бабушкой, чтобы угодить нам всем.

44.После появления в семье новорожденного нам пришлось невольно поменять свой метод воспитания по отношению к старшему ребенку.

45.Мой ребенок привык жить в семье в атмосфере поклонения и восхищения.

46.Я продумал (ла) всю жизнь своего ребенка до малейших мелочей.

47.Мое дело приготовить что-то для ребенка. Съест ли он - это его забота.

48.Я не дам даже копейки на игрушки для ребенка. Надо же, чего он захотел.

49.Мне приходится все время поправлять своего сына (свою дочь). Что бы он (она) ни делал(а), он (она) все делает хуже других.

50.Дисциплина - это наказание и страх.

51.Мой ребенок знает, что необходимо заниматься музыкой и языком, чтобы чего-то достичь в жизни.

52.Когда мой ребенок заболеет, я готов (а) выполнить его любую прихоть.

53.Если у меня вдруг будет выбор: ехать мне в командировку или же побыть с ребенком, я, конечно, выберу командировку, потому что это важно для карьеры, а ребенку привезу подарок.

54.В нашем доме постоянные дискуссии о том, как надо правильно воспитывать ребенка.

55.Я теперь уже не балую ребенка, пусть довольствуется тем, что он имеет.

56.Все, что хочет мой ребенок, - для меня закон.

57.По возможности, где только можно, я оберегаю своего ребенка.

58.Мне родители почти не уделяли в детстве времени на мои заботы. Почему я должен (на) уделять?

59.Я совсем не для того позволил(а) себе иметь ребенка, чтобы подумать каждый день во что его обуть, одеть, чем накормить. Пусть лучше думает об этом государство.

60.Я думаю, что лучший метод воспитания - противопоставление ребенка другим людям.

61.Лишь ремнем я отрезвляю своего ребенка.

62.В те часы, когда я на работе, старший сын (дочь) заботиться о младших.

63.Мне все время кажется, что мой ребенок заболел

64.Если бы я сидел (а) со своим ребенком дома, он бы не имел такие дорогие необычные игрушки, вызывающие зависть у других людей.

65.В выходные дни я занимаюсь перевоспитанием ребенка, потому что в дни, когда я на работе, бабушка и дедушка балуют его.

66.Моя дочь (мой сын) никак не может свыкнуться с той мыслью, что у нас в семье теперь кумир другой.

67.В нашем доме все лишь дышат в такт дыханию ребенка.

68.Если что-то я диктую своему ребенку, то из самых благих побуждений.

69.Я конечно за развитие ребенка, но мне жалко тратить время на него.

70.Еще не хватало, чтобы я заботился (лась) о своем ребенке.

71.Я даже не скрываю то, что у меня среди моих детей есть свой любимчик.

72.Я не «пряником» воспитываю своего ребенка, а «кнутом».

73.Я привык (ла) поручать ребенку все ответственные взрослые дела.

74.Я согласен (на), чтобы мой ребенок рос под колпаком, только бы он больше не болел.

75.Не пойму, что не хватает моему ребенку. Мы купили ему даже видеокамеру.

76.Из-за нашего ребенка у нас дома постоянные скандалы, потому что мы не сходимся с мужем (женой) во взглядах на проблемы воспитания детей.

77.Моя дочь (сын) никак не хочет примириться с тем, что после моего развода с ее (го) папой у меня совсем уже нет денег, чтобы выполнять все прихоти ее (его).

78.Мой ребенок знает, что он самый лучший.

79.Мой ребенок во всем полагается только на мой вкус.

80.Пусть воспитывают моего ребенка воспитатели.

81.Когда мой ребенок заболеет, я врача не вызываю - выздоровеет сам.

82.Моя дочка (сын), видно, ожидает сказочного принца (принцессу), хотя ей (ему) еще так далеко до сказочной принцессы (принца).

83.Я привык (ла), чтоб мой ребенок мне беспрекословно подчинялся.

84.Мой ребенок знает, что он должен быть отличником, иначе - я не потерплю.

85.Когда мой ребенок себя плохо чувствует, я дрожу над ним, как будто он новорожденный.

86.Думаю, что мой ребенок рад, когда себя я заменяю ему новой безделушкой.

87.То, что я сегодня разрешаю делать своему ребенку, завтра запрещает ему папа (мама).

88.Я сменил (а) свой стиль воспитания ребенка для его же пользы.

89.Если даже мой ребенок будет требовать луну, я ему ее достану.

90.Мой ребенок не имеет никаких забот, зная то, что обо всем я позабочусь сам (а).

91.Мой ребенок полностью свободен: хочет - ходит в школу (детский сад), хочет - нет.

92.Не скрываю, меня не волнует, где и с кем проводит время мой ребенок.

93.Моя дочь (сын) все время грезит наяву, как будто бы во сне. Лучше б она (он) занималась (лся) делом и хоть чем-то походил (а) бы на брата (сестру).

94.Я держу своих детей в «ежовых рукавицах».

95.Я все время доверяю своему ребенку полностью вести наше хозяйство.

96.Чтобы мой ребенок лишний раз не заразился от других детей, ему я запрещаю ходить в гости, театр, цирк, кино.

97.Мой ребенок мной всегда гордится. Я достиг (ла) всего, и он имеет все. Для чего ж ему необходимо еще и общение со мною.

98.Мой ребенок никогда не знает, что ему сегодня «можно», что «нельзя».

99.Раз мой муж (жена) нашел (а) себе другую, новую семью, я не могу по-старому баловать ребенка.

100.Мой ребенок знает, что он идеал.

101.Даже если мой ребенок не родился вундеркиндом, я все сделаю, чтоб он был им.

102.Безусловно, мне важнее пойти в магазин, чем потратить время на прогулку с собственным ребенком.

103.Мой ребенок - лишняя обуза для меня.

104.Младший сын (дочь) меня все время раздражает. Хорошо, что у нас есть еще один ребенок.

105.Если кто-то вдруг пожалуется мне на моего ребенка, я с ребенком разберусь сам так, что он об этом еще долго будет помнить.

106.Мой сын (дочь) прекрасно знает, что он (она) должен (а) ухаживать за дедушкой.

107.Я стараюсь не перегружать ребенка и оберегать его от переутомления и стрессов.

108.Если даже я немного уделяю времени своему ребенку, я стараюсь это компенсировать любыми ценными подарками.

109.Только мое настроение определяет, как сегодня буду я воспитывать своего ребенка.

110.Хорошо, что бабушка уехала в деревню, я теперь сам (сама) взялся (лась) за нашего ребенка.

 

Бланк для ответов.

 

1

12

23

34

45

56

67

78

89

100

I

2

13

24

35

46

57

68

79

90

101

II

3

14

25

36

47

58

69

80

91

102

III

4

15

26

37

48

59

70

81

92

103

IV

5

16

27

38

49

60

71

82

93

104

V

6

17

28

39

50

61

72

83

94

105

VI

7

18

29

40

51

62

73

84

95

106

VII

8

19

30

41

52

63

74

85

96

107

VIII

9

20

31

42

53

64

75

86

97

108

IX

10

21

32

43

54

65

76

87

98

109

X

11

22

33

44

55

66

77

88

99

110

XI

 

Обработка результатов. Подсчитайте, сколько в каждой строке ответов, сколько цифр обведено кружками. Шифр строки, где больше всего оказалось цифр в кружках, говорит о том типе воспитания, который родители чаще всего применяют к своему ребенку. А если эта строка не одна и типы воспитания различны (за исключением специально выделенных синергетических типов воспитания), то это чаще всего говорит о противоречивых воспитательных воздействиях (разновидности противоречивого воспитания).