Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 7.6.5. Завершающий этап работы с семьей

Завершающий, или терминационный, этап семейной пси­хотерапии тесно связан с предыдущими этапами. Если началь­ный и средний этапы семейной психотерапии проходят ус­пешно, процесс переходит на завершающий этап. Когда чле­нам семьи удается изменить свой взгляд на имеющиеся проблемы и они осознают свои внутренние ресурсы, переход на завершающую стадию осуществляется без большого труда. От того, насколько успешно решены задачи предыдущих эта­пов, зависит и характер завершающего этапа.

В начале семейной психотерапии завершение каждой сессии вызывало у членов семьи усиление тревоги, посколь­ку ими еще не были освоены новые способы взаимодействия. Их пугало то, что, вернувшись домой, они могут столкнуться  с прежними проблемами. Даже если в ходе самой сессии члены семьи чувствовали себя достаточно комфортно, они не  были уверены в том, что это состояние продлится сколь либо  долго. Однако, в ходе семейной психотерапии членам семьи постепенно уда­ется прийти к осознанию своих ресурсов, позволяющих ре­шать как индивидуальные, так и общие задачи. Поэтому они начинают чувствовать себя более уверенно и не боятся завер­шения сессий.

Любопытно наблюдать, какие изменения происходят в семье в течение времени, когда она проходит психотерапию. Пер­вые три или четыре сессии члены семьи с большим трудом включаются в работу и боятся ее завершения. В дальнейшем сопротивление психологической работе становится значительно мень­ше. Члены семьи быстро переходят к основному этапу сессии, обсуждают определенный круг вопросов и даже проявляют готовность продолжить их обсуждение после сессии. Это справедливо для всей последующей работы. По мере расши­рения границ семейной системы и осознания ее членами сво­их ресурсов участники сессий перестают считать психотера­пию своим единственным спасением. Такой вывод является закономерным результатом всей предыдущей работы. Члены семьи переходят от реактивной позиции к проактивной.

Их реактивная позиция хорошо видна в начале семейной психотерапии, когда члены семьи считают себя неспособны­ми самостоятельно решить свои проблемы и поэтому нужда­ющимися в помощи со стороны. Постепенно их действия и решения становятся в меньшей степени зависимыми от тре­воги и страха. Они начинают ощущать в себе способность са­мостоятельно контролировать ситуацию и определять, какое поведение является оптимальным для них самих и других. Это свидетельствует о готовности семьи к завершению пси­хотерапии. Предвидя ее финал, члены семьи не испытывают тревоги и страха.

Психологу необходимо помнить, что одной из глав­ных задач семейной психотерапии является освоение члена­ми семьи эффективных способов самостоятельного решения проблем. Они начинают работу, желая получить помощь в решении определенных вопросов. Психотерапия не поможет им избавиться от абсолютно всех проблем и избежать воз­никновения новых. Задача состоит в том, чтобы развить копинговые механизмы членов семьи, раскрыть семейные ре­сурсы и научить членов семьи пользоваться определенными стратегиями, позволяющими решать различные проблемы са­мостоятельно [17]. Наиболее важным является умение членов семьи именно решать проблемы, а не исключать их из собствен­ной жизни.

Завершающая сессия строится таким образом, чтобы дать членам семьи возможность обменятся опытом участия в пси­хотерапевтической работе. Очень важно, чтобы они оценили успешное решение своих старых проблем и сумели повысить свою способность к разрешению новых.

На завершающей сессии необходимо также уделить вни­мание укреплению личной идентичности членов семьи. В слу­чае появления в семье новых проблем, с которыми они не мо­гут справиться, психолог предоставляет возможность еще одной или нескольких встреч. При этом он должен отвес­ти себе роль консультанта. Если члены семьи воспринимают его в этой роли, им будет проще прибегнуть к его помощи в будущем. И наоборот, если у членов семьи сложится впечат­ление, что очередное обращение к специалисту воспринима­ется как свидетельство их некомпетентности, им будет стоить больших усилий,  вновь обратиться к нему. Психолог должен дать понять, что такое обращение будет расценено им вполне нормально.

Завершающая сессия является и для психолога, и для семьи очень существенной. Она позволяет специалисту оценить психотерапевтический процесс в целом и закрепить положительные изменения, достигнутые в ходе работы. Су­ществуют определенные случаи, когда психолог решает не проводить заключительную сессию. Однако даже если се­мья преждевременно завершает психотерапию, Фримен обычно при­глашает членов семьи прийти на последнее интервью с тем, чтобы обсудить достигнутые результаты [16].  Кроме того, это по­зволяет наметить вопросы, которые члены семьи могли бы попытаться решить в будущем. Это целесообразно делать тог­да, когда семья занимается с психологов в течение не­скольких лет или, напротив, когда она посетила специалиста всего два или три раза. Начиная работу, целесообразно заранее сообщить членам семьи о том, что прежде, чем она завершится, необходимо встретиться с психологом для объяснения причин, побудивших их завершить процесс семейной психотерапии.

 

7.7. Техники семейной терапии

 

Техника семейной терапии – комплекс приемов и предписании, посредством которых осуществляется изменение семейной системы с целью улучшения ее функционирования [3].

  Можно выделить следующие группы техник (см.Приложение II)[3, 17]:

1. Социометрические техники.

2.Структурные вмешательства.

3. Поведенческие техники.

4. Техники, основанные на использовании воображения (арттехники, ассоциа    тивные эксперименты, психодраматические техники и др.).

5. Парадоксальные техники.

6. Техники организации беседы в семейной терапии.

8. К ВОПРОСУ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ КОМПЕТЕНТНОСТИ

СПЕЦИАЛИСТОВ,  РАБОТАЮЩИХ С СЕМЬЕЙ

 

8.1. Теория и практика семейного психолога

В настоящее время достаточно остро стоит вопрос о подготовке специалистов к работе с семьей. Существуют определенные требования к знаниям, умениям и навыкам семейного психолога.

В своей деятельности специалист должен руководство­ваться определенной системой теоретических представлений, которая служит для него ориентиром и помогает сформиро­вать стратегию психотерапии. Это отнюдь не преуменьшает роль интуитивных, творческих возможностей психолога, но придает его деятельности определенную перспективу и помогает осмыслить  его наблюдения. Многие спе­циалисты   избегают работать с се­мьей в полном составе, испытывая в присутствии ее членов неудобство и тревогу. Четкие теоретические позиции помо­гают специалисту чувствовать себя более уверенно.

При работе с семьями психолог, психотерапевт должен быть воору­жен определенными теоретическими представлениями, помо­гающими ему объяснить поведение и взаимоотношения чле­нов семьи с системных позиций и служащих для него своеоб­разной «картой». Ориентируясь по ней, он не растеряется, анализируя разнообразные аспекты поведения членов семьи, и сможет более успешно проводить диагностику тех или иных нарушений, имеющихся в семейной системе. В свою очередь, правильная диагностика помогает разработать стратегию пси­хотерапевтического воздействия. Семейный психотерапевт должен располагать достаточно широкой теоретической ба­зой, позволяющей ему разобраться во внутрисемейных отно­шениях. Системные представления обладают при этом наи­большими описательными возможностями. Другие представ­ления могут в той или иной степени сужать диапазон диагностических возможностей специалиста и даже мешать правильной оценке ситуации. Системная оценка семьи предполагает диагностику на трех основных уровнях. Во-первых, психотерапевт должен оценить индивидуальные особенности каждого члена семьи и то, каким образом они влияют на внутрисемейные отношения. При этом он может пользоваться психодинамическими, гуманистическими и когнитивно-бихевиоральными представлениями, помогающими понять особен­ности психического склада каждого члена семьи. Необходимо понять, какое влияние они оказывают на семью в целом. Для этого психотерапевт должен быть вооружен развитой систе­мой теоретических представлений. Необходимо помнить о том, что уже при своем рождении ребенок обладает опреде­ленными особенностями темперамента, отличающими его от других членов семьи.

Для того чтобы понять, каким образом тот или иной член семьи влияет на характер внутрисемейных отношений, необ­ходимо принять во внимание особенности его темперамента. Столь же значимым является и учет физической конститу­ции, интеллектуальных возможностей, а также времени рож­дения ребенка с точки зрения представлений о жизненном цикле семьи. Семейный психотерапевт должен быть достаточно хорошо знаком с описанием всех пси­хиатрических или бихевиоральных концепций. Стремясь оценить семейную систему в целом, он должен учитывать и индивидуальные особенности членов семьи.

Во-вторых, наряду с необходимостью оценки того, как каждый член семьи влияет на семью в целом и наоборот, сле­дует оценить семью с системных позиций. Семья, в особенно­сти ее взрослые члены, оказывают на ребенка очень большое влияние. Известно, что система ценностей усваивается ребен­ком прежде всего благодаря его общению с родителями в пер­вые семь лет его жизни. Его общение со сверстниками и учи­телями позволяет определенным образом сузить, расширить или изменить эту систему ценностей. Способность членов се­мьи принять ребенка в качестве существа с уникальными ха­рактеристиками существенно влияет на его представление о себе самом.

Третий уровень диагностики предполагает оценку взаи­моотношений семьи и общества. Можно рассматривать семью как некую промежуточную сферу, отделяющую, с одной сто­роны, индивидуальные потребности ее членов, а с другой — требования и ожидания общества. Семья выполняет функ­цию некого механизма, позволяющего удовлетворять инди­видуальные потребности членов семьи и, в то же время, регулировать их поведение в ответ на требования социума. Семейный психотерапевт должен достаточно хорошо пони­мать, какими социальными ресурсами располагает та или иная семья. В определенных случаях семья должна воздей­ствовать на социум, в частности, на школьную среду. Многие семьи, например, обращаются за психотерапевтической по­мощью из-за нарушений поведения ребенка в школе или его плохой успеваемости. При этом они понимают, что инициа­тива такого обращения фактически исходит не от них, а от школы. Родители могут жаловаться на то, что школа не обес­печивает ребенку достаточной поддержки или предъявляет к нему завышенные требования. При этом они воспринимают школьную среду не как одну из форм социальной поддержки ребенка, а как враждебную и вредную для него. При оценке такой семьи психотерапевт может отметить, что она, стремясь защитить ребенка, формирует в нем негативное отношение к школе.   Психотерапевт, хорошо осознающий влияние общества на семью, будет стремиться определенным образом повлиять на школу, для того чтобы ее работники проявили к таким семьям больше внимания. Со­вершенно иной взгляд был бы связан с попыткой психотера­певта следовать требованиям школьного окружения таких детей и его согласием с тем, что лишь одни эти дети или их семьи должны являться основным объектом психотерапевти­ческого воздействия.

Важной стороной подобной оценки является осознание специалистом того, каким образом социальное окружение се­мьи влияет на поведение ее членов. Это позволяет рассматри­вать социальное окружение семьи либо в качестве дополни­тельного ресурса, помогающего членам семьи решать различ­ные задачи, либо в качестве препятствия, затрудняющего их решение.

На рисунке ниже представлены все три уровня диагностики и те представления, которыми психотерапевт руководствуется при осуществлении соответствующей оценки. Центральный квадрат представляет индивидуальные психические особенности человека, описанные в рамках различных теорий личности. Следующая за ней область соответствует особенностям се­мейной системы, оцениваемым с точки зрения семейных си­стемных представлений. Внешняя область отражает характер взаимодействия семьи с обществом, который можно оценит с помощью социальных структурных теорий.

 

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ СЕМЬИ И ОБЩЕСТВА

 

ОСОБЕННОСТИ СЕМЕЙНОЙ

СИСТЕМЫ

 

 

ИНДИВИДУАЛЬНЫЕ ПСИХИЧЕСКИЕ ОСОБЕННОСТИ  (теории личности)

 

(СЕМЕЙНЫЕ СИСТЕМНЫЕ

ПРЕДСТАВЛЕНИЯ)

(СОЦИАЛЬНЫЕ СТРУКТУРНЫЕ ТЕОРИИ)

         

 

Если психотерапевт имеет хорошее представление обо всех этих аспектах диагностики и тех теоретических подхо­дах, которые можно при этом использовать, он достаточно свободно переходит с одного уровня оценки на другой, чтобы добиться необходимых изменений. Иногда он может уделить особое внимание индивидуальной работе, особенно в тех ситуациях, когда у него нет возможности работать преимуще­ственно на уровне семейной системы в целом, для того чтобы добиться изменений во взаимоотношениях ее членов. И, на­конец, в некоторых случаях он может работать с социальным окружением семьи.

При работе на каждом из этих уровней психотерапевт должен опираться на определенный набор представлений, по­зволяющих ему описывать наблюдаемые феномены и строить  стратегию психотерапевтических воздействий.

 

8.2. Навыки эффективного консультирования в работе с семьей

 

8.2.1. Коммуникативная компетентность

 

Одним из важнейших компонентов деятельности специалиста в  работе с семьей является коммуникативная компетентность. Специалист должен обладать умением  влиять на людей, строить отношения с людьми на основе диалога, стимулировать и побуждать их к полезной деятельности. Специалист   должен выработать у себя такие профессиональные качества как коммуникабельность, способность к сопереживанию человеку, соучастию в решении его проблем. Он должен использовать в своей работе целый набор навыков межличностного общения.

Часто психологам приходится общаться в ситуациях, когда существуют множество барьеров для общения. Также, возможно, им приходится работать с людьми, которые не хотят общения, и не желают меняться. Соответственно, чтобы быть эффективными в таких  случаях, специалисты должны обладать развитыми навыками общения. Работа с такого рода людьми может включать в себя целый спектр необходимых действий, таких как [1]:

·      Выслушивание лиц, находящихся в состоянии сильного стресса, ощущающих боль и страх.

·      Стимулирование лиц к рассказу о себе.

·      Оказание содействия лицам, находящимся в состоянии стресса.

·      Урегулирование конфликтов с раздраженными и/или агрессивными клиентами.

·      Изменение устоявшихся привычек и точек зрения (работа с предубеждениями).

·      Поддержка клиентов по поиску решения из сложной и запутанной ситуации.

 

Эффективное общение:

Неречевые (невербальные) факторы:

•     Расстояние

•     Поза

•     Прикосновение

•     Визуальный контакт

•     Выражение лица

Речевые факторы:

•     Вопросы, допускающие один ответ

•     Вопросы, допускающие множество ответов

•     Косвенные вопросы. Зондирующие вопросы. Акцентированные вопросы

 

Речевое общение:

•     Рефлексия и уточнение

•     Выражение сочувствия

•     Обобщение, резюмирование

Факторы, препятствующие эффективному общению:

·       Окружение

·       Слишком большая загруженность

·       Необоснованные предположения

·       Озабоченность чем-либо

·       Стереотипы

·       Прошлый опыт (предубеждение)

·       Общение через переводчика

 

8.2.2. Некоторые аспекты невербального общения

 

          Под невербальным общением понимается вся информация, которая передаётся в несловесной форме с помощью: жестов, поз, взгляда, мимики, интонации и пауз. К невербальным компонентам общения также относятся: запахи, одежда, окружающая обстановка, время дня.

          По данным Джозефа о` Коннера  93 % информации  (55 % - язык телодвижений и 38 % - тон голоса) передаётся с помощью невербального общения и только 7 % передаётся с помощью слов (смысловое значение). Одно и тоже слово можно произнести по-разному так и с разным выражением лица, что по смыслу это будет разная информация и даже противоположная. Поэтому очень важно знать язык невербального общения и умело использовать его на практике.

Невербальное общение передает чувства, эмоции и отношения. Оно может иметь больший эффект, чем вербальное общение, и часто дает лучшую картину того, что ощущает клиент. В то же время стоит помнить о своем собственном невербальном общении, так как это может помочь построить или, наоборот, разрушить отношения с клиентом.Социальным работникам необходимо знать потенциальное значение их невербального поведения для других, включая выражение лица, взгляд, координацию движений и телодвижения (Джойс Лишман, [20]).

·            Расстояние

Мы должны знать о том, какое расстояние отдаленности и близости между людьми является комфортным для нас и наших клиентов. Предпочтения по расстоянию отдаленности и близости зависят от расы, пола, класса, личности, а также с кем мы общаемся, насколько мы его хорошо знаем и как мы относимся к ним. Не существует никаких установленных правил по расстоянию: слишком маленькое расстояние может показаться назойливым и угрожающим, а пребывание на отдаленном расстоянии может казаться холодным и замкнутым.

·            Поза

Поза может указывать на отношение. Мы выражаем позитивное отношение умеренно расслабленной открытой позицией с не перекрещенными конечностями, разворачиванием тела к собеседнику или легким наклоном к собеседнику. Такая поза помогает передавать нашу душевность и прямоту, открытость и внимательность к клиенту.

·            Прикосновение

Прикосновения - другой аспект невербального общения, который может имеет разное значение в зависимости от контекста и клиента. Как и в случае с расстоянием, существуют культурные отличия в использовании прикосновений. В социальной работе также имеет значение индивидуальные особенности и контекстуальные отличия. При работе с людьми, которые лишены возможности прикасаться, прикосновение имеет важное значение для выражения обеспокоенности и открытости к таким людям. Похлопывание или короткое объятие выражают поощрение и поддержку. Однако иногда прикосновения могут быть интерпретированы с сексуальной точки зрения, например, для детей или женщин, которые были сексуально оскорблены, прикосновение может символизировать и вызвать воспоминание о злоупотреблении силы и нарушении межличностных границ.

·            Визуальный контакт

Контакт глазами является глубоко личной особенностью. Некоторым людям нравится визуальный контакт, в то время как другие находят его запугивающим и дискомфортным. Необходимо быть крайне чувствительным в отношении визуального контакта с клиентами и определять, на что они положительно реагируют. Существуют, однако, общие правила, которые могут пригодиться.

-      Смотрите на клиента когда Вы разговариваете с ним - это укажет на вашу заинтересованность и открытость.

-      Поддерживайте визуальный контакт, взглядом выражайте интерес, а также желание слушать и отвечать.

-      Слишком интенсивный визуальный контакт (пристальный) может быть запугивающим, поэтому отводите взгляды в сторону на непродолжительное время

-      Смотрите на клиента в целом, не только на его лицо или глаза, это даст клиенту чувство заинтересованности безо всякого напряжения.

-      Учтите, что в  некоторых культурах установление визуального контакта может считатьсяоскорбительным.

·            Выражение лица

Выражение лица интерпретируется как выражение отношения к собеседнику. Например, хмурый взгляд может вызывать скептицизм; выражение тоски может восприниматься как потеря интереса или принижение ценности. Во всех культурах улыбка ассоциируется с отсутствием угрозы, а так же с позитивным и дружелюбным отношением. Она может скрывать беспокойство, выражать желание понравиться или представлять социальную вежливость. Улыбка может также действовать как социальный «усилитель». Улыбка, кивание головой и наклон вперед выступают усилителями поведения другого человека.

Выражение лица можно оценить как способность к реагированию. Неподвижное и неменяющееся выражение лица может показывать слабого или замкнутого или неотзывчивого человека.

·             Одежда

Очень важно презентовать себя клиенту. Первое впечатление играет большую роль, а одежда является его немаловажной частью. Если вы в дорогой или элегантнойодежде, это может заставить клиента чувствовать себя некомфортно и второстепенно. Также если вы одеты неаккуратно, и ваша одежда не отличается чистотой, клиент может почувствовать неуважение. Очень важно соблюдать баланс, и правильный выбор одежды поможет вам в этом. Также важно, и в особенности для женщин, помнить что если вы общаетесь с детьми, то вам необходимо будет работать на полу и следовательно одевать соответствующей длины юбки, брюки и рубашки, которые позволят вам свободно и без стеснения передвигаться.

·             Пунктуальность и надежность

Очень важно быть пунктуальным и надежным для клиентов. Поэтому отмена встреч должна быть последним средством, и клиенты должны быть осведомлены о причинах и получить объяснения. Также необходимо назначить новую встречу в кратчайшие сроки. Опоздание указывает на недостаток уважения или заинтересованности в клиенте. Если вы опаздываете, то убедитесь в том, что клиент оповещен. Основательно планируйте мероприятия во избежание частого повторения подобных инцидентов.

·             Другие факторы

-      Обстановка комнаты.

Помещение должно быть уютным и комфортным. Убедитесь в том, что картины/плакаты на стене носят позитивный характер и не отвлекают внимания.

-                Доступное оборудование

При общении с людьми с ограниченными возможностями, детьми и лицами, требующими специальных средств общения, убедитесь в том, что вы обладаете всеми необходимыми материалами, т.е. игрушками, художественными материалами, книгами, которые позволят вам добиться эффективности.

Следует также помнить о роли невербальной ответной реакции клиента. Невербальное поведение клиента может показать социальному работнику то, насколько комфортно ему с ним, например выражение взгляда, постоянная улыбка или частота смены позы будет говорить о том, что человеку некомфортны отношения, общение, цель или структура взаимодействий.