Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 8.2.3. Вербальное общение

 

Вербальное общение подразумевает устное или разговорное общение.

Одним из важнейших навыков вербального общения является отражение или рефлексия. Отражение обозначает возврат к сказанному клиентом, когда Вы высказываете то, что сказал клиент, используя незначительно отличающиеся слова, но передающие одно и тоже значение.Повторение того, что сказал клиент, способствует тому, чтобы клиент дальше продолжал беседу.

Отражение сообщает нашим клиентам, что мы понимаем их чувства и переживания,  отражая или отвечая им ответной реакцией на то, что они выразили нам.

Отражение может выражаться просто подбиранием слов или фразы, использованной клиентом. Тем самым мы демонстрируем желание услышать подробнее.

Отражение может принимать форму пересказа: перефразирование или повтор того, что сказал  клиент, но другими словами. Очень важно сделать это аккуратно: сказать другими словами то, что  сказал клиент, но чтобы значение от этого не поменялось. При этом нужно  отразить не только то, что сказал клиент, но также тон, выражение лица и жестикуляцию.

Существуют два вида отражения: отражение факта и отражение чувств.

Отражение факта

Отражение факта показывает, что Вы проявляете заинтересованность и внимательно слушаете. Также данный вид рефлексии может убедить Вас в том, правильно ли Вы поняли клиента. Рефлексия факта - это воспроизведение того, что сказал клиент.

Отражение чувств

В данном случае Вам необходимо попытаться отобразить эмоциональную сторону, нежели фактическое содержание.

К примеру, выражение:

«Вчера я была до смерти испугана, когда пришел мой парень»

будет иметь следующую форму

«Вы вчера были испуганы, когда Ваш парень пришел домой».

Отражение важно, потому что оно:

Показывает, что Вы слушаете.

Заставляет Вас слушать.

Дает возможность клиенту исправить Вас, когда Вы неправильно поймете его.

Способствует тому, чтобы клиент продолжил беседу.

Оставляет за клиентом возможность выбора темы, что поможет ему разобраться самому.

 

8.2.4. Типы вопросов в семейном консультировании

 

Очень важно во время проведения беседы задавать клиентам вопросы, но при постановке вопросов необходимо проявлять осторожность. Вопросы более навязчивы по своей природе, нежели отражение. Поэтому для того, чтобы клиент не замкнулся в себе или чтобы он не почувствовал себя как подсудимый на допросе, важно умет задавать вопросы.

Открытые вопросы: данные вопросы подразумевают широкий спектр ответов. Такие вопросы начинаются с таких слов как «Что?», «Могу ли?», «Не могли бы Вы?» или «Как?». Поэтому вопросы типа: «Как Вы проводите свои вечера?» или «Не могли бы Вы рассказать мне о своей семье?» являются хорошими примерами вопросов открытого типа.

Закрытые  вопросы  подразумевают ответ «да», «нет» или число.

Обычно ответы на такие вопросы состоят из одного слова, далее следует пауза, т.к. клиент ожидает следующего вопроса. Такие вопросы начинаются с «А Вы ...», «Вы являетесь?», «Вы делаете ...?», «Вы делали ... ?», «Сколько?». Например: «Вы рассказали своей девушке о том, что произошло?» или «Сколько у Вас сестер и братьев?». Вопросы такого типа не всегда смогут помочь клиенту. Такие вопросы больше замыкают, нежели раскрывают двери.

Открытый тип вопроса сохраняет за клиентом контроль за направлением русла беседы. Очень важно задавать как можно больше открытых вопросов и ограничить количество закрытых.

 

8.5.5. Техники активного слушания

         

          Для выстраивания эффективной коммуникации специалисту по социальной работе необходимо владеть техниками активного слушания. К ним относятся:

·        безмолвное слушание - выжидающая, наклоненная к собеседнику поза, поддерживающее выражение лица, кивание головой в знак готовности слушать дальше;

·        уточнение – обращение с просьбой к собеседнику дополнить, разъяснить что-то из того, что он говорил, для того, чтобы понять его (например, клиент говорит: «В последнее время я очень плохо себя чувствую». Следует уточнение: «Поясните, пожалуйста, что вы имеете ввиду, что значит «я плохо себя чувствую?»).

·        пересказ – изложение своими словами того, что  сказал собеседник, в начале беседы более полно, далее – выделяя и сохраняя то, что показалось слушающему главным.

·        дальнейшее развитие мыслей собеседника – проговаривание подтекста высказывания собеседника.

    Приложение I.  Социально-психологическое обследование  семьи

 

I.1. Карта сбора анамнеза и обследования ребенка

 

Карта №__

 

Дата заполнения____________________________________________________________________

Фамилия ___________________________Имя ___________________________________

школа___________________Класс _______________ ___________________________________

д/сад ___________________________группа____________________________________________

Возраст (лет, мес.)________________________ пол м  ж __________________________________

 

Живет с….

родители

бабушка

дедушка

интернат

Наличие братьев/сестер________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

(имя, возраст)

 

заполняется родителем

Адрес_______________________________________________________телефон_________________

ФИО матери_________________________________________________________________________

Возраст__________________Професия_______________________

Кем работает_____________________________________________

Время начала и конца рабочего дня__________________________

ФИО отца____________________________________________________________________________

Возраст__________________Професия_______________________

Кем работает_____________________________________________

Время начала и конца рабочего дня__________________________

Какие другие члены семьи проживают вместе______________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Кем направлен_________________________________________________________________________

Причина обращения____________________________________________________________________

 

 

 

 

Анамнестические сведения

Вопросы о беременности, родах, послеродовом периоде

Возраст матери на момент рождения ребенка_____________ кем работала______________________

______________________________________________________________________________________

Возраст отца на момент рождения ребенка_____________ кем работал_________________________

______________________________________________________________________________________

Как проходила беременность_____________________________________________________________

Была ли беременность запланированной___________________________________________________

Были ли другие беременности____________________________________________________________

аборты_____________________________

преждевременные роды______________

Работала ли мать во  время беременности_______________ до какого месяца____________________

Были ли осложнения или заболевания во время беременности______какие______________________

______________________________________________________________________________________

Были ли психические нагрузки, стрессы во время беременности_______________________________

Есть ли непереносимость группы крови родителей__________________________________________

Роды более чем за 10 дней или через 10 дней относительно срока______________________________

Как прошли роды (длительные роды, ягодичное предлежание, щипцы, вакуум и др.) _____________

______________________________________________________________________________________

Присутствовал ли отец при родах_________________________________________________________

Сколько времени продолжалось грудное вскармливание_____________________________________

Были ли заболевания на первом году жизни____ какие_______________________________________

Было ли пребывание в больнице____________когда и где____________________________________

Были ли нарушения питания и пищевареия на 1-м году жизни________________________________

Сколько времени мать находилась в отпуске по уходу за ребенком____________________________

Как мать себя чувствовала после рождения ребенка, не болела ли_____________________________

Когда произошло первое расставание с ребенком на срок более одной недели___________________

Кто помогал матери на первом году жизни ребенка__________________________________________

Участие отца на первом году жизни ребенка_______________________________________________

Врем начала______________________и окончания________________________приучения к горшку

Какие были при рождении: вес___________рост___________

Когда начал сидеть________________ходить__________________говорить_____________________

 

Пеленание

Кормление

Тугое

Свободное

По режиму

По потребности

 

Когда появились первые признаки упрямства_______________________________________________

До какого времени спал в комнате родителей_______________________________________________

Перенесенные заболевания (во сколько лет):

корь______агина_____ложный круп___________осложнения от прививок_____________________

свинка_______коклюш_______судороги___________переломы костей_______астма_____________

аллергия_________скарлатина______бронхиты_____________травмы головы___________________

другие заболевания_____________________________________________________________________

Жилищные условия:

Сколько комнат в вашей квартире________________________________________________________

Есть ли у ребенка отдельная комната_____________________________________________________

Кто еще спит с ним вместе в комнате_____________________________________________________

Сколько человек проживает в вашей квартире______________________________________________

Какие отношения между братьями и  сестрами______________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Посещал ли ребенок д/сад______________когда ребенок пошел в д/сад_________________________

Были ли проблемы, связанные с посещением д/сада_______________какие______________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Были ли жалобы на ребенка______________________________________________________________

Расставания ребенка с родителями (на отдых, из-за болезни, у родственников и др.):

В возрасте______На какое время? Где был ребенок? В связи с чем? Были ли страхи оставаться?

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Были ли конфликты в семье на первом году жизни ребенка___________________________________

Если «да», то какие (ссоры, скандалы, развод и т.п.)_________________________________________

______________________________________________________________________________________

Были ли конфликты в семье на втором году жизни ребенка___________________________________

______________________________________________________________________________________

Были ли конфликты в семье на третьем году жизни ребенка__________________________________

______________________________________________________________________________________

Были ли конфликты в семье на четвертом году жизни ребенка________________________________

______________________________________________________________________________________

Были ли конфликты в семье до поступления  ребенка в школу_______________________________

______________________________________________________________________________________

Были ли конфликты в семье в младшем школьном возрасте ребенка__________________________

______________________________________________________________________________________

Есть  ли конфликты в семье  сейчас______________________________________________________

_____________________________________________________________________________________

Какое участие принимает отец в уходе и воспитании ребенка_________________________________

______________________________________________________________________________________

Берете ли вы еще ребенка время от времени к себе в свою постель_____________________________

Воспитывался ли ребенок у бабушки, дедушки, тети_________________________________________

Был ли ребенок свидетелем смерти или тяжелой болезни_____________________________________

Был ли ребенок свидетелем тяжелой аварии на дороге_______________________________________

Были ли проблемы с поступлением в школу________________________________________________

 

Жалобы и наблюдаемая симптоматика:

Жалобы со стороны родителей___________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Жалобы со стороны учителей____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________Жалобы ребенка_______________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Наблюдаемая симптоматика_____________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Особенности истории жизни и анамнеза_________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

       

Данные психологического тестирования

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

Психическое развитие

Особенности поведения________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Эмоциональное развитие_______________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Личностное развитие __________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Интеллектуальное развитие____________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Развитие памяти______________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

Развитие внимания____________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

 

Психопатологические особенности______________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Исходный диагноз ____________________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Целесообразность и прогноз психотерапии_______________________________________________

______________________________________________________________________________________

План терапии_________________________________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Рекомендации родителям______________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Рекомендации учителям_______________________________________________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

 

 

Ход психотерапии

№ сеанса

Дата

Мотив

Особенности

1

 

 

 

2

 

 

 

3

 

 

 

4

 

 

 

5

 

 

 

6

 

 

 

7

 

 

 

8

 

 

 

9

 

 

 

10

 

 

 

Заключение _______________________________________________________________________

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Дата ___________________________________________ Подпись___________________________

 

 

I.2. Анкета ребенка (для родителей)

 

1. Общие сведения о ребенке и семъе

1. Фамилия, имя ребенка _______________________________________________________

2. Дата рождения __________________________________

3. Ф.И.О. отца, профессия ______________________________________________________

4. Ф.И.О. матери, профессия ____________________________________________________

5. Домашний адрес, телефон____________________________________________________

6. Какой ребенок по счету в семье (возраст сестры, брата)? __________________________

_____________________________________________________________________________

7. Как протекали беременность и роды? __________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Было ли что-то необычное или проблематичное в раннем развитии ребенка?

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

­­­­­­­­­­­­­­­_____________________________________________________________________________

9. Развитие ребенка идет замедленно, нормально, ускоренно (подчеркните)

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Какие болезни перенес ребенок? ______________________________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Есть ли у ребенка какие-либо проблемы, связанные с медициной (хронические заболевания, физические помехи, прошлые госпитализации)? ________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Употребляет ли сейчас ребенок какие-либо лекарства? Напишите и объясните, каково их назначение ________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Есть ли аллергия у ребенка на пищевые продукты, медикаменты и пр.? _____________________________________________________________________________

14. Состоял ли ребенок на учете у психоневролога? Укажите диагноз, время снятия с учета _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

2. Эмоциональное развитие ребенка

1. Часто ли ребенок плачет? (Да, нет) _____________________________________________

2. Какое обычно состояние у ребенка? (Спокойное, плаксивое, возбужденное и др.) _____________________________________________________________________________

3. Как долго ребенок остается расстроенным?­­­­­­­­­­­­­­­­______________________________________

4. Чего боится ребенок?_________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

5. Часто ли ребенок бывает сердитым, агрессивным?________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Быстро ли устает ребенок?____________________________________________________

_____________________________________________________________________________

7. На кого в семье похож характером ребенок?_____________________________________

_____________________________________________________________________________

8. Как ребенок относится к незнакомым людям?            ____________________________________

_____________________________________________________________________________

9. Как ребенок относится к детям?________________________________________________

_____________________________________________________________________________

10. Как ребенок относится к животным?___________________________________________

_____________________________________________________________________________

 

3. Особенности воспитания ребенка в семье, его склонности, интересы

1. Посещал ли ребенок детский сад, группы развития и др.? Укажите с какого возраста______________________________________________________________________ _____________________________________________________________________________

2. Какие игрушки, игры, материалы для занятий есть у ребенка? Где и как они хранятся?_____________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

3. Кто чаще воспитывает ребенка?________________________________________________

_____________________________________________________________________________

4. Есть ли трудности у ребенка (подчеркните): в одевании, в засыпании (спит ли днем), в умывании, в еде, в уборке игрушек, при самообслуживании в туалете? _____________________________________________________________________________

5. Какой режим в семье (подъем, кормление, прогулка, сон)?_________________________

_____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

6. Единодушны ли взрослые члены семьи в подходе к ребенку,  в том, что ему разрешают или запрещают? (Единодушны, не всегда единодушны, нет) _____________________________________________________________________________

 

7. Какие меры воздействия на ребенка применяются в семье? (Поощрения, наказания, внушение, выговор, объяснение, рассуждения)_____________________________________

__________________________________________________________________________

 

8. Кого в семье ребенок слушается? (Всех, папу, маму, никого)_______________________

_____________________________________________________________________________

9. Помогает ли ребенок по дому? ________________________________________________

 

10. Назовите любимые игры и игрушки ребенка, любимые сказки и книжки, любимую пищу ________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

11. Какие из перечисленных видов деятельности выполняет ребенок успешнее других? (Придумывание совместных игр; рассказывание сказок, историй; рисование, лепка, пение, танцы, сооружения из кубиков) __________________________________________________

_____________________________________________________________________________

12. Какие качества вашего ребенка вы особенно цените? (Доброту, общительность, трудолюбие, усидчивость, послушание или другие) _____________________________________________________________________________

_____________________________________________________________________________

13. Существуют ли у ребенка следующие проблемы: писается в постель (ночью, днем); грызет ногти; сосет палец или другие?____________________________________________

_____________________________________________________________________________

14. Является ли религия важной частью семейных традиций? Какая религия практикуется? _________________________________________________________________