Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 I.3.  Опросник Басса-Дарки

Проявление насилия в семье способствует формированию агрессивного поведения.  Ниже представлен опросник Басса-Дарки (который был адаптированный Л.Г.Почебут), основная цель которого – оценка уровня личностной агрессивности [12].

Высокий уровень агрессивности личности влияет на   поведение в семье, способствует проявлению конфликтов и соперничества между членами семьи.

Испытуемому предлагается опросник Басса-Дарки, ответный лист.

Инструкция: Вам необходимо ответить на 40 вопросов либо «да», либо «нет».

В ответном листе подчеркните свой ответ в соответствующей колонке.

 

1.    Во время спора я часто повышаю голос.

2.    Если меня кто-то раздражает, я могу сказать ему все, что я о нем думаю.

3.    Если мне необходимо будет прибегнуть к физической силе для защиты своих прав, я не раздумывая сделаю это.

4.    Когда я встречаю неприятного мне человека, я могу позволить себе незаметно ущипнуть или толкнуть его.

5.    Увлекшись спором с другим человеком, я могу стукнуть кулаком по столу, чтобы привлечь внимание или доказать правоту.

6.    Я постоянно чувствую, что другие не уважают мои права.

7.    Вспоминая прошлое, порой я чувствую обиду за себя.

8.    Хотя я и не подаю вида, иногда меня съедает завить.

9.    Если я не одобряю поведения своих знакомых, то я прямо говорю им об этом.

10.В большом гневе я употребляю сильные выражения (сквернословлю).

11.Если кто-нибудь поднимет на меня руку, я постараюсь ударить его первым.

12.Я бываю настолько взбешен, что бросаю вещи.

13.У меня часто возникает потребность переставить в квартире мебель или полностью сменить ее.

14.В общении с людьми я часто чувствую себя как «пороховая бочка», в постоянной готовности взорваться.

15.Порой у меня появляется желание зло пошутить над другим человеком.

16.Когда я сердит, то обычно мрачнею.

17.В разговоре с человеком я стараюсь его внимательно  выслушать, не перебивая.

18.В молодости у меня часто «чесались кулаки» и я всегда готов пустить их в ход.

19.Если я знаю, что человек намеренно меня толкнул, то дело может дойти до «рукопашной».

20.Творческий беспорядок на рабочем столе позволяет мне эффективно работать.

21.Я помню, что бывал настолько сердитым, что хватал все, что попадало под руку, и ломал.

22.Иногда люди раздражают меня только своим присутствием.

23.Я часто удивляюсь, какие скрытые причины заставляют другого человека делать меня что-нибудь хорошее.

24.Если мне нанесут обиду, то у меня пропадает желание разговаривать с кем бы то ни было.

25.Иногда я намеренно говорю плохие вещи про человека, которого не люблю.

26.Когда я взбешен, я говорю самое злобное ругательство.

27.В детстве я избегал драться.

28.Я знаю, по какой причине и когда можно кого-нибудь ударить.

29.Когда я взбешен, я могу хлопнуть дверью.

30.Мне кажется, что окружающие люди меня не любят.

31.Я постоянно своими чувствами и переживаниями делюсь с другими людьми.

32.Очень часто своими словами и действиями я сам себе приношу вред.

33.Когда люди орут на меня, я отвечаю тем же.

34.Если кто-нибудь ударит меня первым, я в ответ ударю его.

35.Меня раздражает, когда вещи и предметы лежат не на своем месте.

36.Если мне не удается починить сломавшуюся и порвавшуюся вещь, то я в гневе ломаю и рву ее окончательно.

37.Другие люди мне кажутся более преуспевающими.

38.Когда я думаю об очень неприятном мне человеке, я могу прийти в возбуждение от желания причинить ему зло.

39.Иногда мне кажется, что судьба сыграла со мной злую шутку.

40. Если кто-нибудь обращается со мной не так, как следует, я очень расстраиваюсь по этому поводу.

Бланк ответов к опроснику Басса-Дарки

 

Ф.И.О.______________________________________________________________

 

да

нет

да

нет

да

нет

да

нет

1

 

 

11

 

 

21

 

 

31

 

 

2

 

 

12

 

 

22

 

 

32

 

 

3

 

 

13

 

 

23

 

 

33

 

 

4

 

 

14

 

 

24

 

 

34

 

 

5

 

 

15

 

 

25

 

 

35

 

 

6

 

 

16

 

 

26

 

 

36

 

 

7

 

 

17

 

 

27

 

 

37

 

 

8

 

 

18

 

 

28

 

 

38

 

 

9

 

 

19

 

 

29

 

 

39

 

 

10

 

 

20

 

 

30

 

 

40

 

 

 

Ключ к тесту «Баса Дарки»

 

ВА

ФА

ПА

ЭА

СА

1.да

17.нет

3.да

19.да

5.да

21.да

6.да

23.нет

7.да

31.нет

2.да

25.да

4.да

27.нет

12.да

29.да

14.да

30.да

8.да

32.да

9.да

26.да

11.да

28.да

13.да

35.да

15.да

37. да

16.да

39.да

10.да

33.да

18.да

34.да

20.нет

36. да

22.да

38.да

24.да

40.да

 

ВА - вербальная агрессия, ФА - физическая агрессия , ПА - предметная агрессия, ЭА - эмоциональная агрессия,   СА – самоагрессия.

 

I.4. Опросник Томаса-Килмана  «Стили поведения в конфликте»

ОпросникТомаса-Килмана по стилям повеления в конфликте предназначен: для оценки поведения человека в конфликте. "Конфликтные ситуации" это такие ситуации, в которых интересы двух июлей оказываются несовместимыми. В таких случаях мы можем описать поведение относительно двух главных характеристик: (1) уверенности или той степени, до которой человек стремится удовлетворить собственные интересы и (2) взаимодействия, или той степени, до которой человек стремиться удовлетворить интересы другой стороны. Эти две основных характеристики могут использоваться для определения пяти конкретных стилей поведения в конфликте.

Инструкция: «В опроснике Вы найдете ряд высказываний, которые описывают возможные поведенческие реакции. Обведите кружком те из них для каждой пары (А или Б), которые наиболее типичны для Вас.

Во многих случаях Вы обнаружите, что Вам не подходит ни одно из высказываний. Тогда отметьте то, что для Вас более вероятно.

Обведите кружком те буквы, которые Вы отметили, работая с опросником.».

 

Опросник

 

1.  А.Бывает так, что я разрешаю другим взять на себя ответственность за решение проблемы.

Б.Вместо того, чтобы обсуждать те вопросы, по которым мы расходимся во мнениях, я пытаюсь подчеркнуть те, по которым у нас согласие.

2.     А.Я пытаюсь найти компромисс.

Б. Я стремлюсь учесть все его/ее и мои заботы.

3.     А. Обычно, я твердо придерживаюсь своих цепей.

Б. Я мог бы постараться успокоить других и сохранить отношения.

4.     А. Я пытаюсь найти компромисс.

Б. Я иногда жертвую своими желаниями ради желаний других.

5.     А.Я последовательно стремлюсь заручиться помощью других в выработке решения.

Б. Я пытаюсь делать то, что необходимо , чтобы избежать бесполезного напряжения.

6.     А. Я стараюсь избежать неприятных для меня моментов.

Б. Я стараюсь отстоять свою позицию.

7.     А.Я стараюсь откладывать вопрос до тех пор, пока хорошо его не обдумаю.

Б. Я отказываюсь от некоторых позиций в обмен на другие.

8.     А.Обычно, я твердо придерживаюсь своих цепей.

Б. Я стараюсь сразу же открыто изложить see вопросы и проблемы.

9.     А.Я чувствую, что не всегда следует переживать из-за разногласий.

Б. Мне требуются некоторые усилия, чтобы было сделано по-моему.

10.  А. Обычно, я твердо придерживаюсь своих целей.

Б. Я пытаюсь найти компромисс.

11.  А. Я стараюсь сразу же открыто изложить все вопросы и проблемы.

Б. Я мог бы постараться успокоить других и сохранить отношения.

12.  А.Я иногда пытаюсь избежать позиций, которые могли бы вызвать противостояние.

Б. Я позволю другому придерживаться некоторых своих позиций, если он/она позволит мне сохранить некоторые мои.

13.  А. Я предлагаю нейтральный вариант.

Б. Я настаиваю на том, чтобы было по-моему.

14.  А.Я высказываю другому свои мысли и прошу его/ее высказать свои соображения.

Б. Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моей позиции.

15.  А.Я мог бы постараться успокоить других и сохранить отношения.

Б. Я пытаюсь делать то, что необходимо, чтобы избежать напряжения.

16.  А.Я стараюсь не задевать чувства других.

Б. Я пытаюсь убедить других в преимущества моей позиции.

17.  А. Обычно, я твердо придерживаюсь своих целей.

Б. Я пытаюсь делать то, что необходимо, чтобы избежать бесполезного напряжения.

18.  А.Если другим это приятно, я позволяю им придерживаться своей точки зрения.

Б.  Я позволю другому придерживаться некоторых своих позиций, если он/она позволит мне сохранить некоторые мои.

19.  А.Я стараюсь сразу же открыто изложить все вопросы и проблемы.

Б. Я стараюсь откладывать вопрос до тех пор, пока хорошо его не обдумаю.

20.  А.Я стараюсь сразу же разобраться в разногласиях.

Б. Я стараюсь найти справедливое сочетание выгод и потерь для обеих сторон.

21.  А.При приближении переговоров я стараюсь быть внимательным к желаниям других.

Б. Я всегда стремлюсь к прямому обсуждению проблемы.

22.  А.Я стараюсь находить позиции, находящиеся посередине между его/её и моей.

Б. Я отстаиваю свои желания.

23.  А.Меня очень часто заботит удовлетворение всех наших желаний.

Б. Бывает так, что я разрешаю другим взять на себя ответственность за решение проблемы.

24.  А.Если другому/другой его/её позиция кажется очень важной, я бы постарался пойти им навстречу.

Б. Я стараюсь добиться, чтобы другой пошел на компромисс.

25.  А.Я пытаюсь показать другому логику и преимущества моей позиции.

Б. При приближении переговоров я стараюсь быть внимательным к желаниям других.

26.  А. Я предлагаю нейтральный вариант.

Б. Меня почти всегда заботит удовлетворение всех наших желаний.

27.  А.Я иногда пытаюсь избежать позиций, которые могли бы вызвать противостояние.

Б. Если другим это приятно, я позволяю им придерживаться своей точки зрения.

28.  А.Обычно, я твердо придерживаюсь своих целей

Б. Я обычно стараюсь заручиться помощью других при выработке решений.

29.  А.Я предлагаю нейтральный вариант.

Б. Я чувствую, что не всегда следует переживать из-за разногласий.

30.  А. Я стараюсь не задевать чувства других.

Б. Я всегда делюсь проблемами с другими, чтобы можно было вместе над ней работать.

Интерпретация

Пять стилей поведения в конфликте

 

Конкуренцияпредполагает убежденность и отсутствие взаимодействия, когда человек преследует собственные интересы за счет других. Это стиль, ориентированный на область, при котором человек пользуется любой имеющейся в его распоряжении властью, чтобы отстоять свою позицию - свое умение спорить свой ранг, экономические санкции. Конкуренция может означать "отстаивание своих прав", защиту позиции, в правильности которой Вы убеждены, или просто стремление к победе.

Приспособлениепредполагает неубежденность и взаимодействие - это противоположность конкуренции. Приспособление означает пренебрежение собственными интересами ради удовлетворения интересов другого лица; в этом стиле присутствует элемент самопожертвования. Приспособление может принимать формы щедрости или милосердия, послушного исполнения приказа другого лица, даже когда лучше было бы этого не делать или сдачи своих позиций 3 уступку другому лицу.

Избеганиепредполагает неубежденность и отсутствие взаимодействия-когда человек не стремится к немедленному удовлетворению своих или чьих-либо интересов. Подобные люди не идут на конфликт. Избегание для них может выражаться в дипломатическом отходе в сторону, s откладывании вопроса до лучших времен или просто в уходе от угрожающей ситуации.

Сотрудничествопредполагает и убежденность, и взаимодействие - это противоположность избегания. Сотрудничество включает в себя попытку работать вместе с другим человеком для выработки такого решения, которое удовлетворило бы обе стороны. Оно означает глубокое проникновение в суть вопроса для выявления интересов обеих сторон и поиск альтернативного решения, которое удовлетворяло бы эти интересы. Взаимодействие двух людей может выражаться в глубоком изучении корней разногласий, в поиске таких приемлемых условий, отсутствие которых могло бы иначе привести кконкуренции или конфронтации, в также в попытке найти творческое решение проблемы межличностных отношений.

Компромиссэто среднее между убежденностью и взаимодействием. Целью здесь является поиск целесообразного взаимоприемлемого решения, которое частично удовлетворяло бы обе стороны. Это среднее между конкуренцией и приспособлением. Компромисс предлагает больше, чем конкуренция, но меньше, чем приспособление. Он подходит к проблеме более прямо, чем избегание, но не занимается столь глубоким ее изучением, как сотрудничество. Компромисс может означать уход от разногласий, обмен уступками или поиск быстрой срединной позиции.

 

Бланк ответов

 

 

 

 

 

 

 

1.      

 

 

 

А

Б

2.      

 

Б

А

 

 

3.      

А

 

 

 

Б

4.      

 

 

А

 

Б

5.      

 

А

 

Б

 

6.      

Б

 

 

А

 

7.      

 

 

Б

А

 

8.      

А

Б

 

 

 

9.      

Б

 

 

А

 

10.   

А

 

Б

 

 

11.   

 

А

 

 

Б

12.   

 

 

Б

А

 

13.   

Б

 

А

 

 

14.   

Б

А

 

 

 

15.   

 

 

 

Б

А

16.   

Б

 

 

 

А

17.   

А

 

 

Б

 

18.   

 

 

Б

 

А

19.   

 

А

 

Б

 

20.   

 

А

Б

 

 

21.   

 

Б

 

 

А

22.   

Б

 

А

 

 

23.   

 

А

 

Б

 

24.   

 

 

Б

 

А

25.   

А

 

 

 

Б

26.   

 

Б

А

 

 

27.   

 

 

 

А

Б

28.   

А

Б

 

 

 

29.   

 

 

А

Б

 

30.   

 

Б

 

 

А

 

Общее количество пунктов, отмеченных в каждой колонке:

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Конкуренция

 

Сотрудничество

 

Компромисс

 

Избегание

 

Приспособление