Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 Приложение II. Техники семейной терапии

 

II.1. Социометрическая техника «Семейная скульптура»

Цель: изменение структуры и функционирования семьи.

Процедура проведения.Для проведения данной техники необходимо соблюдение следующих условий:

- присутствие членов семьи, минимальное количество – 3 – 4 человека;

- легко передвигающаяся мебель (например, стулья);

- наличие предметов, которые могут обозначать отсутствующих на приеме членов семьи;

- достаточное просторное помещение, позволяющее клиенту создать скульптуру, наиболее адекватно отражающую его мнение о внутрисемейной ситуации.

Этапы проведения.

1. Создание скульптуры, отражающей особенности реальной ситуации в семейной системе.

2. Этап обсуждения скульптуры.

3. Создание скульптуры семьи, отражающей представления клиента об идеальной семье.

Один участник (доброволец) создает семейную композицию. Для этого он выбирает нужных ему людей и расставляет их, изображая фрагмент вза­имоотношений в семье. Получается застывшая скуль­птура или «живая картина». Например, можно изоб­разить семью вокруг обеденного стола или на прогулке. Каждому участнику говорится, кто он и какую позу должен принять. Когда сцена поставлена, «ху­дожник» рассказывает о том, кто изображен на кар­тине, чем заняты персонажи. Затем по очереди каж­дый участник из композиции делится своими чувства­ми: насколько комфортно в данной позиции, не слиш­ком ли нависают над ним родные, или не слишком ли далеко они стоят, всех ли членов семьи ему видно и т. д. После обсуждения при желании они могут поме­нять свое местоположение и позу, и, возможно, полу­чится новая картина.

 

II. 2.«Упражнение «Кино»

 

Инструкция: «Представь, что о тебе, когда тебе стало 30 лет, сняли фильм. И сейчас каким-то чудом тебе удалось его по­смотреть. Расскажи, как ты - главный герой филь­ма - выглядишь, чем занимаешься, с кем живешь и т. п. Нарисуй кад­ры из фильма».

Обсуждение. Доволен ли ты этим фильмом? Что тебе там понравилось больше всего? Есть ли там что-то, что тебе не понравилось? Если ты не совсем доволен, то что бы ты хотел изменить в своем образе будущего? Что тебе нужно для этого сделать?

 

II. 3. Упражнение «Вечер воспоминаний»

 

Для настройки на это упражнение можно использо­вать медитативные техники.

Инструкция:   «Закройте глаза. Представьте, что вы откроете глаза и - вам уже 25 лет. Откройте глаза. Походите по комнате, почувствуйте какие вы…»

Затем ребята работают в парах: «Поговорите друг с дру­гом, как на вечере воспоминаний, о том, какими вы были в 13 лет, какими вы стали в 25...»

 

  II.4. Игротерапия

(проигрывание различных ситуаций с игрушками)

 

Для детей до 8-10 лет, а иногда и для более старших детей, этот метод хорош тем, что он, с одной стороны, позволяет им «проигрывать» темы, волнующие их, в безопасной форме, а, с другой стороны, позволяет взрослому подсказать им решение проблемы, которое возможно они не видят сами. Основу метода составляет идея о том, что ребенок, играя какие-то роли в играх, в том числе в играх с игрушками, проецирует свои страхи, проблемы, да и представления об окружающем мире в целом, на тот персонаж, которого играет.

Не стоит пугаться того, что ребенок может по несколько раз проигрывать одни и те же не очень приятные для взрослого ситуации, таким образом, дети справляются со многими волнующими их темами. Важно только, чтобы эти игры менялись со временем, приобретая более благоприятное завершение.

 

II.5.Арттерапия

 

Этот еще один универсальный метод, который позволяет обсуждать с ребенком многие проблемные темы. Стоит остановиться на нескольких моментах.

·        Так же как и в играх, важно обращать внимание на то, меняется ли сюжет и способ выражения проблемных тем. Не является ли это рисование механическим, навязчивым повторением проблемной ситуации. Причем изменение может сначала быть не слишком явным – это может быть изменение в размерах персонажей, в цветовой гамме и т.д. Важным критерием является изменение цвета рисунка от более темных к более светлым, размеров персонажей – появление доминирования позитивного персонажа.

·        Полезным является составление рассказов по рисункам, сделанным ребенком. Что здесь происходило? Кто это? Какой он? Что было дальше? Что (кто) тебе нравится на рисунке? Если речь идет о каком-либо отрицательном персонаже – как можно с ним справиться? Как можно ему помочь? Что можно сделать, чтобы ему стало лучше? Что сделать, чтобы он стал лучше?

·        Можно использовать метод рисования историй – в виде, например, «Комиксов». Ребенку предлагается лист бумаги, разделенный на небольшие квадратики, в них, совместно с ребенком, изображается та или иная волнующая его ситуация. Для изображения используются схематические рисунки (которые при желании могут дорисовываться ребенком до более полных картинок) и небольшие подписи. Важной также является положительная динамика в данной истории.

 

II. 6. Сказкотерапия (сочинение терапевтических историй)

 

Рассказы, а в особенности сказки, всегда были самым эффективным средством общения с детьми. Сказки передавались и передаются из поколения в поколение на протяжении многих веков. В сказках поднимаются важные для детского мировоззрения проблемы. В сказках рассказывается о том, что есть добро и зло, о противостоянии между ними, о страхах и несправедливости, но главное – в них показывается возможность справиться, казалось бы, с безвыходными ситуациями.

Сказки позволяют ребенку в комфортном виде воспринять свои трудности и научиться бороться с ними действенным способом. Важно то, что сказки воспринимаются ребенком гораздо лучше, чем просто разговор на беспокоящую их тему, поскольку не являются нотацией, детей ни в чем не обвиняют, не заставляют говорить о своих проблемах.

Этапы сочинения истории:

1.     Обдумайте проблему, которая беспокоит ребенка, постарайтесь понять, как воспринимает проблемную ситуацию ребенок.

2.     Сформулируйте основную проблему рассказа. Какие мысли вы хотели бы донести до ребенка? Какие практические шаги, решения Вы хотите предложить ребенку?

3.     Рассказ следует начинать с описания героя или героини, у которых были бы сходные проблемы. Чтобы ребенку было проще идентифицироваться с персонажем истории нужно постараться сделать его максимально похожим на ребенка – желательно дать ему (ей) имя, похожее или, хотя бы, начинающееся на ту же букву, ему должно быть столько же лет, сколько ребенку, он может внешне напоминать ребенка, иметь столько же братьев и сестер, жить в таком же доме и т.д.

4.     Не забудьте упомянуть о достоинствах ребенка, сильных сторонах его характера, качествах и талантах.

5.     После описания героя рассказа можно сразу переходить к основной проблеме, которую вы хотели бы осветить в рассказе.

6.     Внимательно следите за ребенком, когда вы рассказываете. Если ребенку скучно, то вероятно вы не угадали, что беспокоит ребенка. Если вы затрудняетесь в выборе дальнейшего направления рассказа, вы можете спросить у ребенка: «Как ты думаешь, что было дальше?», «Что он сделала?» и т.д. Вероятнее всего ребенок подскажет вам, куда двигаться дальше.

7.     Если ребенок задает вопросы или комментирует ваш рассказ – это с одной стороны очень хороший признак, значит, вы «задели» его своим рассказом, угадали, что его беспокоит, с другой стороны это подсказка для вас, о чем еще он хотел бы услышать – не оставляйте эти комментарии без внимания.

8.     Если вы точно не знаете, что беспокоит ребенка в какой-то ситуации, попробуйте описать ситуацию и спросить ребенка, что было дальше, что расстроило героя и т.д.

9.     Учитывайте уровень развития ребенка – не усложняйте рассказ, не затягивайте его, если ребенку трудно удержать внимание продолжительное время.

 

II. 7. Коллаж «Моя семья сейчас» и «Моя семья в будущем»

 

Участвуют все члены семьи. Им предлагается создать два коллажа на эти темы или один коллаж, на одну из этих тем, по желанию. Для работы с коллажем берутся листы картона разного размера и различная бумага - цветная, гофрированная, оберточная, газеты, журналы, открытки, рекламные проспекты, старые книги.

После создания коллажей члены семьи могут рассказать о сво­их работах.

 

II.8. Нога слона

Цель: контактирование родителей и детей между собой на телесном уровне; осознание привычного способа взаимодействия а, при необходимости и желании, — поиск более комфортных путей для осуществления общения; раскрытие энергетического потенциала; освоение навыков поиска компромисса при разрешении сложных ситуаций; предъявление внутренних переживаний, особенно тех, которые оказываются непроявленными в силу несоответствия общепринятым нормам поведения, например, различных протестных побуждений.

Участники группы разбиваются на пары (родитель — ребенок). Один из них представляет себя ногой слона и совершает соответствующие, с его точки зрения, этой роли действия. Второму предлагается сдвинуть «Ногу» с места любыми доступными ему способами. Далее — смена ролей в парах.

 

II.9. Доверительное падение

Цель: развитие чувства доверия и ответственности за другого человека (преимущественно за того, которого необходимо поймать), а такжеснижение тревоги и чувства страха.

В парах: родитель-ребенок. Ребенок становится перед родителем, спиной к последнему, затем, не сгибая ноги в коленях и не отрывая их от пола, падает назад, родитель при этом ловит ребенка, придерживая только ладонями в области подмышек. По мере выполнения упражнения родитель старается ловить ребеика все ниже, а в последний раз непосредственно у пола.

 

II.10. Моя и мамина рука

Цель: опираясь в первую очередь на телесную и эмоциональную память, закрепить представления участников о схеме тела (правая и левая стороны, пальцевый гнозис); отреагирование и прорабатывание нателесном уровне существующих в данной паре взаимоотношений; осознание родителями данного опыта.

В детско-родительских парах участникам предлагается встать напротив друг друга и выполнять то, что просит ведущий. Психолог последовательно предлагает:

1. «Поздороваться» друг с другом указательными пальцами.

2. Погладить своим мизинчиком мизинчик партнера.

3. Померяться силами (перетянуть) с помощью средних пальчиков.

4. Одному из партнеров ладонью обхватить большой палец второго участника и стараться его удержать. Задача второго — вырвать свой палец. Затем поменяться ролями.

5. Попрощаться с партнером безымянными пальцами.

На занятии упражнение выполняется только левой рукой. В качестве домашнего задания участникам предлагается сделать то же самое с противоположной рукой (правой).

 

II.11.Совместное рисование тела ребенка

Цель: укрепление демократичных отношений между родителями и детьми, развитие у ребенка самопринятия и повышение самооценки на фоне положительно окрашенного эмоционального контакта.

Упражнение выполняется в детско-родительских парх. На полу раскладывают лист обоев длиной около 1,5 метров. На этот лист ложится ребенок, а родитель обводит его тело по контуру. После этого ребенок встает и совместно с родителем раскрашивает изображенный контур изнутри, причем ребенок берет на себя ведушую роль по выбору цвета для каждой детали изображения. В конце работы — обсуждение в общем кругу.

Оборудование: листы обоев длиной около 1,5 метров, краски, пастель или мелки.

 

II.12.«Машины»

Цель:налаживание физического контакта между родителями и детьми, развитие тактильных ощущений.

Упажнение проводится в парах: родитель и ребенок. Ребенок в роли «машины» — родитель в роли «мойщика машины». У «мойщика» глаза закрыты или завязаны. В течение пяти минут «машину» приводят в порядок: моют, протирают, полируют, проговаривая все свои действия, используют как можно больше ласковых слов. Затем родители меняются с детьми ролями.

 

II.13. Упражнение на принятие себя «Да — нет»

Цель.Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.

Родители и дети сидят на ковре, опираясь на спину друг друга. При этом доверительно произносится: «Да — нет», «Нет — да».

После упражнения — обсуждение: что проще говорить «да» или «нет»?

II.14.  Совместное рисование

Цель.Формирование чувства близости между родителями и детьми, принятие друг друга, развитие навыков общения.

Участникам дается задание в парах выполнить рисунок одной ручкой (ка­рандашом или фломастером), но при этом им нельзя договариваться и вообще говорить друг с другом.

После того как все закончили, каждая пара пред­ставляет свое произведение, ведущий предлагает рассказать, как был нарисован этот рисунок, кто был инициатором воплощенных идей, как происходи­ла прорисовка тех или иных деталей. Участники могут отме­чать особенности взаимодействия на различных этапах рисования: сотруд­ничество, подавление одним из участников, игнорирова­ние потребностей партнера, соперничество (конкуренция), согласие, ориентация на интересы партнера и т. л,

 

II.15.Семейные заповеди

Цель: укрепление демократичных отношений между родителями и детьми, развитие навыков общения.

Членам семьи предла­гается написать список семейных заповедей (обычаев, правил, запретов, привычек, установок, взглядов, ко­торых придерживаются все члены семьи). Затем про­исходит взаимообмен написанным в кругу. Это позволяет сравнить свои представления о семье с представлениями других. Ведущий может спросить: «Какие заповеди вас удов­летворяют, а какие — нет».

 

 

Приложение III.

Детальное расписание занятий «Школы развития личности ребенка»

 

Занятие - 5. Тема: «Я и мое окружение»

Цель: Активизация процесса рефлексии. Самораскрытие, самопознание, прояснение Я - концепции.

Задачи: 1)Осознание собственных стратегий контактирования с окружающими людьми.

2) Диагностика и психологическая коррекция эмоционального состояния.

3) Развитие коммуникативных способностей.

 

               Детальное содержание

Время, мин

Материалы и

оборудование

1.

Приветствие.

«Новый способ»

Дети образуют полукруг.

 - Сейчас каждый по очереди будет вставать в центр, поворачиваться лицом к группе и здороваться со всеми любым способом, не повторяя использованные ранее. Мы же будем повторять каждое предложенное приветствие.

10

 

2.

«Список прав»

Психолог обращает внимание детей на то, какое большое место во всех «списках прав» занимает право высказать просьбу и отказаться от выполнения просьбы. Затем он предлагает детям посмотреть, включили ли они это право в свой контракт, просит объяснить, почему они включили или не включили это право.

10

 

3.

«Пирог с начинкой»

Психолог говорит о том, что просьба в чем-то напоминает пирог с начинкой: форма может быть одинаковой, а содержание разным: пирог может быть сладким или соленым и т.п. Детям предлагают нарисовать и описать разные пироги просьбы - их форму, цвет, вкус. Проводится краткое обсуждение, выявляющее ассоциации, приятные или неприятные, которые вызывает «просьба». Анализируется, с чем это связанно.

Подчеркивается значимость умения правильно высказать просьбу и реагировать на нее, а так же реагировать на отказ на выполнения просьбы.

20

Листы бумаги А-4, цветные карандаши, мелки

4.

«Чемпионат».

Дети делятся на пары. Пока одна пара выполняет задание, остальные являются судьями и выставляют отметки:

А) за точность выполнения задания,

Б) за использованные средства,

Ведущий выполняет роль «главного судьи», подсчитывая очки.

Инструкция для участников.

 - Сейчас вы разобьетесь на пары. Каждая пара должна будет вытащить из ящика задание, которое надо выполнить, разыграв сценку с помощью кукол. На подготовку вам дается одна минута, на выполнение - не более трех минут. Все остальные судьи. Они оценивают выступление.

Психолог рассказывает о критериях оценки, что позволяет детям осознать те умения, которые необходимы для того, чтобы правильно высказать просьбу, принять отказ ее выполнить или отказаться от выполнения обращенной к ним просьбы.

После каждого выступления психолог просит «судей» обосновать свои оценки и спрашивает у участников, как они сами оценивают: чувствовали ли они уверенность?

 

20

Заранее заготовленное описание ситуаций с просьбой и способом реагирования на нее по количеству пар участников, наборы цифр-очков по числу участников, «волшебный ящик».

5.

« Цветодиагностика чувств».

Детям предлагается разукрасить домики 8 цветами, затем провести стрелочки и расселить чувства.

 

15

Бумага, набор цветных карандашей (8 цветов), бланки к методике.

6.

Игра: «Изобрази животное»

Начинается это упражнение с фанта: его владелец должен изобразить животное, которое ему назовут: петуха, котенка или собаку. Следующих подростков можно попросить уже самостоятельно показывать какое нибудь животное. Так появляются медведь, змея, воробей, суслик, баран.

10

Фанты

7.

Разминка

 

5

 

8.

«Приятный разговор»

- Человеку обычно нравится, когда окружающие говорят о нем: «приятный собеседник». Это действительно полезной умение - легко и непринужденно войти в контакт, поддержать разговор и также непринужденно расстаться со своим собеседником. Умение вести разговор позволяет человеку чувствовать себя более уверенно в этом мире, не избегать людей и получать удовольствие от общения с ними. Сейчас мы проведем серию встреч, и каждый раз вы будете встречаться с новым человеком. Вам нужно начать разговор, сказать что-то приятное своему собеседнику и также на приятной ноте расстаться с ним.

Дети группы встают (садятся) по принципу «карусели» , т.е. лицом друг к другу и образуют два круга: внутренний неподвижный (дети стоят спиной к центру круга) и внешний подвижный (дети стоят лицом к центру круга).

По сигналу тренера все участники внешнего круга делают одновременно 1 или 2 шага  вправо (или пересаживаются на стул, стоящий справа от них) и оказываются перед новым партнером. Таких переходов будет несколько. Причем каждый раз роль участникам предлагаете вы.

Примеры ситуации «встречи»

А. «Перед вами человек, которого вы совершенно не знаете, видите его в первый раз, но вам очень нужно узнать, как проехать в некое место в городе, где вы находитесь впервые».

 Время на весь разговор, т.е. на установление контакта, взаимные приветствия и проведение самой беседы, 2-3 минуты. Затем вы даете сигнал, участники в течении 10 секунд закончить начатую беседу, попрощаться и перейти вправо к новому партнеру. Эти правила распространяются и на  нижеследующие ситуации.

Б. «Перед вами человек, который вам очень нравится. Вы давно хотели поговорить с ним».

В. «Перед вами человек, который чем-то расстроен и никак не может успокоиться. Подойдите к нему, начните разговор, успокойте его».

Г. «Вас окликнули на улице. Оглянувшись, вы увидели незнакомого человека, который также понял, что ошибся. Вы начинаете словами…».

20

 

9.

«Ассоциация»

Один из участников тренинга выходит за дверь. Остальные выбирают кого-нибудь из группы, которого он должен угадать по ассоциациям. Водящий входит и пытается угадать, кого именно загадали, задавая вопросы:»На какой цвет он похож? На какой вкус? На какую песню? На какую книгу?» и т.п. При этом водящий показывает, кто именно должен ему ответить. Он задает оговоренное заранее число вопросов (обычно 5), после чего должен назвать того, кого загадали. Если угадывает, то названный становиться водящим. Если нет - уходит вновь. Если не угадал более двух раз - выбывает из игры.

Обсуждение.

-когда легче было угадывать: когда отвечал тот, кого загадали, или кто-нибудь другой?

-с чем это связано?

-различие между тем, какими мы представляемся самим себе и какими - другим людям.

15

 

10.

Игра: «Передай действие»

Группа образует круг. Лучше всего чтобы девочки и мальчики чередовались. Психолог просит всех закрыть глаза и повернуться налево (или направо, но всем в одну сторону). Он предлагает с закрытыми глазами найти правое плечо того, кто стоит впереди и положить правую ладонь ему на правое плечо.

Затем дается инструкция:

 - Сейчас я поглажу по голове, постучу по спине, нарисую крест на лопатках или сделаю еще что- либо со стоящим впереди меня. Тот , кто впереди меня, должен как можно точнее и как можно быстрее передать мои действия дальше, вперед, тот - еще дальше, и так по кругу. Эти действия должны как можно быстрее вернуться ко мне. Но пока они идут, я успею запустить еще дюжину новых действий. Понятно? Начали!

Через минуту-полторы упражнение стоит оборвать, предложить всем открыть глаза и развернуться лицом друг к другу. Психолог задает серию вопросов:

Кто работал честно, а кто подглядывал?

Все ли действия вы передавали?

Кому было больно, неприятно, неловко?

Так упражнение можно повторять до 5 раз. После каждого раза проводится обсуждение.

 

15

 

11.

Методика: «Четыре базовые потребности человека»

Цель: диагностика базовых потребностей: право на существование, право на автономию, право быть кому-то нужным, право на любовь.

Детям предлагается разделить лист бумаги на равные 4 части. В первой части нарисовать- растение, во второй - оружие, в третьей - украшение, в четвертой - посуду.

10

Лист бумаги А-4, цветные карандаши.

12.

Игра: «Автобус»

Плотно прижавшись, друг к другу, «народ» скучивается, аналогично пассажиром в плотно набившемся автобусе.

Задача игрока - прорваться сквозь эту плотную массу, причем не обманом или хитростью, а напором и физической силой. «Народ в автобусе» не имеет права хватать игрока руками и цепляться руками друг за друга - нет, есть плотная масса напряженных и прижатых друг к другу тел. Более того не пуская игрока телами, душами «автобус» помогает игроку, подбадривая его громкими криками «Давай!», «Еще!», «Вперед!» и аналогичными, придающими игроку дополнительные силы.

Заканчивается упражнение обратной связью: сообщением о том, что почувствовала и увидела группа, что она может сказать о человеке и упражнении.

15

 

13.

Прощание. Подведение итогов занятия.

 

15