Методическое пособие «Программа укрепления семьи»

Автор: Коляева М.В., Куликова Л.Г.

Данное методическое пособие подготовлено в рамках проектов «ШКОЛА РАЗВИТИЯ ЛИЧНОСТИ РЕБЕНКА» и «ШКОЛА РОДИТЕЛЕЙ» Евразийским Институтом практической психологии и психотерапии и Казахской Ассоциацией психологов, при поддержке Министерства образования и науки Республики Казахстан, Комитета по охране прав детей Министерства образования и науки Республики Казахстан. В пособии представлен обзор семейных и детских возрастных кризисов, описание каждого из которых содержит диагностику и рекомендации по оказанию психологической помощи. Приведена программа укрепления семьи, включающая конкретные методы и приемы работы с семьей. Приведен специально подобранный диагностический инструментарий. Пособие предназначено для специалистов, работающих с семьей: школьных и практических психологов, психологов-консультантов, социальных педагогов, сотрудников Служб поддержки семьи, а также заинтересованных государственных организаций и ведомств, органов опеки и попечительства, органов образования, социальной защиты населения.

страницы:

 10. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

1. Коляева М.В.  Методическое пособие для сотрудников Центра поддержки семьи. –   Шымкент, 2007. – 184с.

2.  Боуэн М. Теория семейных систем. М., 2005

3. Олифович Н.И., Зинкевич-Куземкина Т.А., Велента Т.Ф.

Психология семейных кризисов. – СПб.: Речь, 2006. – 360с.

4.  Осипова А.А. справочник психолога по работе в кризисных ситуациях. – Ростов н/Д: Феникс, 2005. – 315с.

5. Ромек В.Г., Конторович В.А., Крукович Е.И. Психологическая помощь в кризисных ситуациях. – СПб.: Речь, 2005. – 256с.

6. Hill R. Family development in the generations. Cambridg, MA: Schenkman. 1970.

7. Фрейд А. Норма и патология детского развития. М., 1990.

8. Выготский Л.С. «Психология развития ребенка» Москва Эксмо. 2006 г.

9. Эриксон. Э., 2000, с 238

10. Эйдемиллер Э.Г., Добряков И.В., Никольская И.М. Семейный диагноз и семейная психотерапия: Учебное пособие для врачей и психологов.СПб., 2003.

11. Черников А.В. Системная семейная терапия: Интегративная модель диагностики. М., 2001.

12. Никифоров Г.С., Дмитриева М.А., Снетков В.М. Практикум по психологии профессиональной деятельности и менеджмента. – СПб.: Издательство С.-Петербургского университета, 2001. – 240с.

/ под ред.

13. Волкова А.Н. Социально-психологические факторы супружеской эффективности. Автореферат диссертации кандидата психологических наук. Л., 1979.

14. Эйдемиллер Э.Г., Юстицкис В.В. Психология и психотерапия семьи. СПб., 2000.

15. Николс М., Шварц Р.  Семейная терапия. Концепции и методы. М., 2004.

16. Фримен Д. Техники семейной психотерапии – СПб.: Питер, 2001. – 384 с.: (Серия «Практикум по психотерапии»).

17. Шерман Р., Фредман Н.Структурированные техники семейной и супружеской терапии: руководство. М., 1997.

18. С.М.Жакупов. Ф.Бизакова Психодиогностические тесты для использование в сфере образований.-Тараз,2006-448с

19. С.М.Жакупов. Ф.Бизакова Психокоррекционные упражнений для использование в сфере образований, Тараз,2007-256с

20. Алешина Ю.Е. Индивидуальное и семейное психологическое консультирование. – М.: Независимая фирма «Класс», 2000.

21. Джойс Лишман. Общение в социальной работе.

22. Браун Дж., Кристенсен Д. Теория и практика семейной психотерапии. – СПб: Питер, 2001.

23. Варга А.Я. Системная семейная психотерапия. Краткий лекционный курс. СПб: Речь, 2001.

24. Нельсон-Джоунс Р. Теория и практика консультирования. Глава 1.– СПб:»Питер», 2000.

25. Саймон Р.Один к одному: Беседы с создателями семейной терапии. - М.: Независимая фирма «Класс», 1996.

26. Черников А.В. Семейная психотерапия: информация для пользователя//Журнал практического психолога, №1-2, 2001.

27. Черников А. Семейная системная терапия: интегративная модель диагностики. – М.: Независимая фирма «Класс», 2001.

28. Шнейдер Л.Б. Психология семейных отношений: Курс лекций. – М.: Апрель, ЭКСМО-Персс, 2000.

 29. Эволюция психотерапии. Том 1. «Семейный портрет в интерьере»: Семейная терапия. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

30. Николс М., Шварц Р. Концепции и методы/Пер.с англ. О.очкур, А.Шишко. – М.: Изд-во Эксмо, 2004.

31. Ахола Т., Фурман Б. Краткосрочная позитивная психотерапия (Терапия, фокусированная на решении). – СПб: Речь, 2000.

32. Бендлер Р., Гриндер Д., Сатир В.Семейная терапия и НЛП. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

33. Винникот Д.В.Разговор с родителями. – М.: Независимая фирма «Класс», 1994.

34. Витакер К. Полночные размышления семейного психотерапевта. М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

35. Витакер К., Бамберри В.Танцы с семьей. Семейная терапия: символический подход, основанный на личностном опыте. - М.: Независимая фирма «Класс», 1997.

36. Минухин С., Фишман Ч. Техники семейной терапии. – М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

37. Пэпп П.Семейная терапия и ее парадоксы. - М.: Независимая фирма «Класс», 1998.

38. Популярная психология дляродителей/Под ред. А.С.Спиваковской – Спб, СОЮЗ, 1997.

39. Скиннер Р., Клииз Д. Семья и как в ней уцелеть. – М.: Класс, 1995.

40. Хамитова И.Ю. Теория семейных систем Мюррея Боуэна//Журнал практической психологии и психоанализа, №3, 2001.

41. Хейли Дж., Эриксон М.Стратегии семейной терапии. – М.: Институт Общегуманитарных Исследований, 2001.

42. Хеллингер Б. Порядки любви: Разрешение семейно-системных конфликтов и противоречий. – М.: Изд-во Института Психотерапии, 2001.

 43. Руководство по предупреждению насилия над детьми. – М.: Издательский центр ВЛАДОС, 1997.

44. Сатир В.Психотерапия семьи.– СПб: «Речь», 2001.

45. Шефер Ч., Кери ЛИгровая семейная психотерапия. – СПб: Питер, 2000.

46. Эйдемиллер Э.Г.Об этапах и механизмах патологизирующего семейного наследования  // Психологическая газета №10 (36)1998.

47. Варга А.Я.Семейные мифы в практике системной семейной психотерапии// Журнал практического психолога, №1-2, 2001.

48. Родители и дети. Хрестоматия. – Самара: Издательский дом БАХРАХ-М, 2003.

49.Семейная психотерапия. Хрестоматия. Сост. Эйдемиллер Э.Г. – СПб: Питера, 2000.

50. Варга А.Я. Психолог в обществе и профессиональное сообщество//Журнал практичсекого психолога. № 9, 1999.

51.  Эйдемиллер Э.Г., Шапиро А.З.Психология и психотерапия семьи в России: проблемы и перспективы//Журнал практического психолога. № 3-4, 2000.

 

 

ЕВРАЗИЙСКИЙ ИНСТИТУТ ПРАКТИЧЕСКОЙ ПСИХОЛОГИИ И ПСИХОТЕРАПИИ

Евразийский Институт практической психологии и психотерапии (ЕИППП)    - одна из ведущих  организаций в Республике Казахстан, отвечающих за образовательные специализированные программы по практической психологии и психотерапии. Основными задачами  деятельности Института являются: подготовка специалистов, психологическое консультирование, психокоррекция, психотерапия, научно-исследовательская работа.

 Директор Евразийского Института практической психологии и психотерапии –Коляева Марина Владимировна.

 Сотрудники ЕИППП– кандидаты психологических, медицинских, педагогических наук,  сертифицированные гештальт-терапевты, арт-терапевты, психодраматисты, психоаналитики и мн.др. Все сотрудники    (преподаватели, психологи, психотерапевты, врачи и супервизоры) являются членами или кандидатами в члены Национальной Ассоциации психологов Казахстана, Профессиональной психотерапевтической лиги.  
Они   закончили свои специализации в соответствии с международными стандартами.

 Все более расширяется спектрконсультативных и психотерапевтических услуг для индивидуальных лиц и организаций.

 В настоящее время при ЕИППП существует  два тренинговых центра Психологический Центр «Школа роста и  развития личности ребенка» и «Школа Родителей» и практическая лаборатория «Психология семьи ».

    

   Приоритетные направления деятельности:

1.    Работа по повышению уровня квалификации и психологической культуры 

психологов, психотерапевтов, педагогов.

·  Конференции по практической психологии и психотерапии

·  Фестивали, психологические интенсивы, декадники

·  Специализированные семинары-тренинги:

-Детская психодиагностика и психокоррекция

-Арт-терапия

-Гештальт-терапия

-Нейро-лингвистическое программирование /НЛП/

-Психодрама

-Телесно-ориентированная психотерапия

-Эриксоновский гипноз

-Позитивная психотерапия

-Психотерапия кризисных состояний

-Семейная системная психотерапия

-Символдрама

-Телесно-ориентированная психотерапия

-Психотерапия семейных кризисов

-Психотерапия личностных и возрастных кризисов

-Психотерапия горя /утраты близкого человека/

-Психотерапия посттравматического стрессового расстройства

-Психотерапия физического и сексуального насилия

-Футуропрактика /работа с будущим/

-Когнитивная психотерапия

- Танцевально-двигательная психотерапия

-Бизнес-консультирование

-Коучинг и мн.др.

·  Тренинги личностного роста

 

 2. Сотрудничество с

медицинскими учреждениями

·  Конференции по   клинической  психологии и психотерапии

·  Семинары-тренинги для психотерапевтов и врачей:

-Эриксоновский гипноз

-Психотерапия зависимостей

-Психологическая коррекция психосоматических расстройств

-Клиническая психология

-Психологическое сопровождение тяжело больных (онко, ВИЧ/СПИД и др.)

-Психологические основы работы с родственниками тяжело больных

-Психологические основы работы с шоковыми травмами

-Психологическая подготовка к родам и мн.др.

3. Сотрудничество  с образовательными  учреждениями

·   Конференции по педагогической психологии

·  Семинары-тренинги для педагогов:

-Детская и возрастная психология и психотерапия

-Арт-терапия в образовании

-Методы развития познавательных способностей школьников

-Детская психодиагностика и психотерапия

-Психодиагностика и психокоррекция детско-родительских отношений

-Психокоррекция агрессивного и девиантного поведения детей и мн.др.

-Технологии работы психолога в образовании

-Основные направления деятельности школьного психолога и мн.др.

·   Тренинги для школьников и студентов

-Профессиональное самоопределение

-Психологическая подготовка к ЕНТ

-Тренинги постановки и достижения целей

-Командообразование

-Основы конфликтологии

-Школа лидерства и мн.др.

 

4. Работа с организациями

·    Семинары-тренинги  для руководителей и сотрудников:

-Сближение личных целей с целями развития организации

-Командообразование

-Разработка кадровой политики

-Психологическая аттестация сотрудников

-Профессиональный подбор кадров

-Тренинг достижения целей

-Тренинг делового общения

- НЛП-мастер, НЛП-практик

-Конфликты, кризисы в организации и пути их решения

-Стрессменеджмент

-Разработка эффективной кадровой политики

-Сближение целей сотрудников и целей организации

-Формирование корпоративной культуры

-Конфликты

-Тренинги эффективных продаж и мн.др.

 

5. Школа развития личности 

·   Школа развития личности ребенка /от 3х-18лет/

-Развитие познавательных способностей детей

-Коррекция личностных особенностей

-Психологическая диагностика и  коррекция детско-родительских отношений

-Психотерапия межличностных отношений

-Психотерапия невротических состояний и мн.др.

·  Школа родителей

-Психологическая диагностика и  коррекция  родительско-детских  отношений

-Психотерапия межличностных отношений

-Развитие родительских способностей

-Развитие супружеских способностей

 

 Наш адрес:  Республика Казахстан, г.Шымкент,   ул.Желтоксан 17а/31

 Тел/факс: +7 (7252) 210193, +7 (7252) 210234,

 e-mail: info@eippp.kz,  web: www.eippp.kz

 

Авторы

  Коляева Марина Владимировна – директор Евразийского Института практической психологии и психотерапии, семейный психолог,  генеральный директор ЮКФ ОО «Казахской Ассоциации психологов», специалист в области арт-терапии, семейной системной психотерапии, гештальт-консультирования,  психолог   лаборатории «Психология семьи», автор и ведущая  тематических семинаров в области психотерапии кризисных состояний. Тренер Казахской Ассоциации психологов, автор и тренер тематических занятий «Школы развития личности ребенка», «Школы родителей», программы «Психотерапия кризисных состояний».

 

Куликова Людмила Генриховна - тренер Евразийского Института практической психологии и психотерапии, тренер Казахской Ассоциации психологов, специалист в области семейной психотерапии, детской психодиагностики и психокоррекции, тренер тематических тренингов по «Психотерапии возрастных кризисов».