ТЕЛЕСНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ПСИХОЛОГИЧЕСКОМ КОНСУЛЬТИРОВАНИИ КЛИЕНТОВ

Автор: Жангожина Бибигуль – психолог, тренер базового уровня ЕИППП

"Мудрые люди прочитают твою прошедшую жизнь по твоему внешнему виду, походке, поведению. Свойст¬во природы самовыражение. Даже самая маленькая деталь meла что-нибудь показывает. Лицо человека кик зеркало отражает то. что делается внутри." Ральф Иальдо Эмерсон

 Телесно-ориентированный подход — это современное направление психотерапии, работающее с проблемами и неврозами пациента через процедуры телесного контакта.

Начало телесной-ориентированной психотерапии положил Вильгельм Райх, ученик Зигмунда Фрейда, который отошёл от психоанализа и основное внимание уделил воздействиям на тело. Его работы продолжили Ида Ролф (основательница рольфинга), Герда   Бойсен (основательница биодинамики),Фредерик Матиас Александер (1869-1955), Франц Александер (один из основателей психосоматической медицины), Мэри Розен основательница розен-метода и Александр Лоуэн (один из основателей биоэнергетического анализа).В России одно из направлений телесно-ориентированной терапии – танатотерапия была создана и интегрирована Владимиром Баскаковым. Первым методом телесной психотерапии, прошедшим научную аккредитацию и получившим признание Европейской Ассоциации психотерапии является Биосинтез Дэвида Боаделлы.

В своем труде «Характероанализ» основатель телесно-ориентированной терапии В. Райх определил характер как структуру устойчивых психических особенностей, проявляющихся в типичных способах поведения в определённых жизненных ситуациях. И в своих наблюдениях он заметил, что доминирующие черты характера часто проявляются в телесной сфере. Они могут быть выражены в походке, жестах, позе, мимике и так далее. Практическая работа Райха показала, что снятие напряжения с определённых участков тела позволяет высвободить энергию либидо (автор назвал её оргонной энергией). В соответствии с психоаналитическими представлениями, приверженцем которых он был, данный процесс приводил к излечению от невротических и другого рода расстройств.

Таким образом, Райх нашёл физическую аналогию душевных травм и недугов. Он считал, что мышечное напряжение — зажимы в виде панциря — выполняет ту же функцию, что и психологические черты характера. В сущности, мышечное напряжение скрывает определённого рода эмоции, и если снять «зажимы», расслабляя участки хронического напряжения, то эти эмоции высвобождаются. Вслед за этим, если они были в достаточной мере выплеснуты, наступает избавление от психических нарушений. Но также при снятии подавленных эмоциональных проявлений исчезают зажимы.

Дальнейшее развитие теории телесно-ориентированной терапии можно найти у ученика и последователя Райха — Александра Лоуэна. Его теория является в данный момент наиболее распространённой и используемой в практике. Также Лоуэну удалось найти теоретические основания своей концепции, которые сводят в систему телесность и душевную организацию. Он изменил термин оргонной энергии на биоэнергию, что, в сущности, отражает тот же смысл — жизненная энергия. Поэтому развиваемое им направление и приобрело название — биоэнергетика.

Как и Райх, Лоуэн находил в телесных проявлениях характерологические особенности. Но в отличие от своего наставника он отдавал должное аналитической работе. Можно с уверенностью сказать, что снятие мышечного напряжения устраняет симптомы различных психических расстройств или смягчает их. Но в то же время для полного излечения необходима психоаналитическая работа. Они должны идти параллельно, тогда можно гарантировать довольно стойкие результаты в плане работы с причиной.

Всестороннее наблюдение и анализ позволили А. Лоуэну сформулировать научное обоснование телесным проявлениям, связанным с определёнными чертами характера. В то же время нельзя назвать основополагающим в процессе терапии работу с характерологическими особенностями. Они лишь указывают на то, какая «травма» лежит в основе психологических затруднений пациента. Но учитывать характер важно, поскольку он ведёт работу в нужном русле и помогает, во-первых, сфокусировать внимание на причине, а во-вторых, организовать взаимодействие пациента и терапевта.

Лоуэн в своих работах приводит классификацию характеров, которая перекликается с психоаналитическими работами и дополнена описанием особенностей телесных проявлений, а также взаимодействием внутрипсихических сил личности. На основании этих концептуальных теоретических изысканий можно найти природу множества психических заболеваний.

В практике телесно-ориентированной психотерапии используются различные методы. Это может контактное и бесконтактное взаимодействие, прикосновения, массаж или различного рода упражнения. Их особенность заключается в том, что любой из них направлен не только на расслабление зажимов, а в большей степени на осознание тела и эмоциональное отреагирование. Именно это и приводит к излечению. Также остаётся неоспоримым факт необходимости чередования телесной и аналитической работы. Проделанная телесная работа будет иметь ситуативный характер, если не сопровождается осознанием и психологическими изменениями, связанными с ним.

Биоэнергетика включает райхианскую теорию дыхания, многие из рай-ховских техник эмоционального рас­крепощения (пациентам предлагается кричать, плакать, бить кушетку и пр.). Лоуэн использует также напряженные позы для энергетизации частей тела, которые были заблокированы: расслабление через напряжение. В этих позах увеличивается напряжение в постоянно зажатых частях тела, пока не становится таким большим, что человек вынужден в конце концов расслабить мышцы, то есть защитный панцирь. Эти позы включают наклоны до прикосновения к полу, сгибание назад с кулаками на пояснице, наклоны назад через мягкий стул для раскрытия грудной клетки.

Биоэнергетика подчеркивает необходимость «заземления» или укорене­ния в физических, эмоциональных и интеллектуальных процессах человека. Биоэнергетическая работа часто концентрируется на ногах и тазе, чтобы установить лучшую, более укорененную связь с землей. «Мы начинаем с ног и ступней, потому что они - основание и опора эго-структуры. У них есть и другая функция. Посредством ног и ступней мы сохраняем контакт с единст­венной неизменной реальностью в наших жизнях, с землей или почвой».

Появление предмета и области «танатотерапии» напрямую связано с одной из базовых проблем Человека и Человечества — невозможности установления полноценного (максимально полно­го) контакта с процессами смерти и умирания. В основе этой про­блемы лежат сложности, т.н. «заземления» чувств: реальность смер­ти, воспринимаемая человеком как его персональная конечность, законченность, летальность («прах», «тлен»), активизирует слиш­ком сильные его чувства. Активизация чувств человека — это ак­тивизация его энергии. Для того, чтобы согласиться с этим утвер­ждением, вспомните, как начинает вести себя тело в тот момент, когда человек испытывает сильные чувства. Тело пытается эту энергию вывести через своеобразную «работу» тела: человек начи­нает нервно ходить по комнате, сжимать руки, громко возму­щаться (в этот момент, по меткому замечанию сатирика, «пар выходит через свисток») и другое.  Человеческое, окультуренное и цивилизованное («социальное») тело не способно «заземлить» такое количество энергии, которое связано с переживанием смер­ти. Выход из этой ситуации логичен. С одной стороны, смерть удаляется из жизни человека и Человечества, че­ловек выходит из контакта со смертью. Смерть превращается из реальности в силулякр. С другой, — смерть превращается в монстра, табу.

Отсюда название области — «танатотерапия» — очень четко обозначает главную цель такой терапии — оказание специфичес­кой (!) помощи (терапии — уход, забота, лечение) в установлении и восстановлении утраченного максимально полного контакта с про­цессами смерти и умирания, и, таким обра­зом, отличает ее, с одной стороны, — от танатологии — науки о смерти (скорее философия), с другой стороны, — от паллиатив­ной медицины, просто ухода за умирающими.

 В танатотерапии интегрированы знания о разных видах смерти (тотальное расслабление, сон, оргазм, окончание /оста­новка, сумасшествие, объектные характеристики тела и др.), предложены конкретные приемы (техники) работы на установ­ление контакта с перечисленными видами смерти. Акцент в танатотерапии делается на работе с телом и через тело клиента. Обычно тело человека рассматривается, пользуясь языком гештальттерапии, своеобразным «фоном», используется для. Расхожей является фраза «покажи, как ты владеешь, своим телом». В таком случае трудно назвать отношения «владеющего» с «владеемым» как партнерские. Большинство систем личностного роста, используя тело на первых этапах, в дальнейшем рассматривают его как своеобразную обузу (треугольник восхождения в классической йоге). Справедливость в таком случае восстанавливается лишь к концу жиз­ни, в старости, перед смертью. Тело из «фона» явно превращается в «фигуру заявляя во весь голос о своих правах — болью, бессонницей, одышкой и т.д. Человек возвращается к осознанию и ощущению ценности простейших физических и физиологических актов. В этой связи уместно сравнение детского и старческого тела — своеоб­разная кольцевидная структура, где концы этого разорванного кольца оказываются близки друг к другу (отсутствие сознания у детей — маразм у пожилых, отсутствие чувств — первичные эмоции у ма­леньких детей и у глубоких стариков, сепарация/преодоление соб­ственного тела у тех и других.

В танатотерапии ставка делается на «иньский» компонент - тотальное расслабление, в отличие от в основном ис­пользуемого в психотерапии «янского» компонента. Тогда как янский подход означает, что ставка в психотерапии или терапии, в основном, делается на воздействие с целью изменений в какую-либо сто­рону. При иньском подходе создаются условия, при которых тело клиента идет навстречу особым характеристикам контакта, устанавливающегося между танатотерапевтом и клиентом. В этом дает идеально проявить себя закон контакта: дать другому чело­веку можно не больше, чем он может взять, и наоборот, — другой может взять не больше, чем ему могут дать. В этом смыс­ле — воздействие, осуществляемое в танатотерапии, является ре­зультатом взаимодействия между клиентом и танатотерапевтом.

          В настоящее время существуют десятки различных методов и школ телесно-ориентированной терапии, направленных на исцеление личности человека – объединение трех составляющих: тела, чувств и сознания. Методы телесно-ориентированной терапии являются эффективными, при систематическом применении, позволяют в небольшой промежуток времени, улучшить ресурсное состояние клиента и ведут к восстановлению психического и физического здоровья человека.