Маленькие взрослые

Автор: Имангажина Светлана Николаевна – практический психолог, Тренер национального уровня ЕИППП

Настороженные детские глазки с тревогой и любопытством осматривают комнату, фотографии на стене, детские столы и стульчики, карандаши и кисточки в стакане. Становятся немного спокойнее - здесь бывают дети. Некоторые украдкой, а некоторые прямо рассматривают меня. Прячутся за маму, держат ее крепко за руку. Первый контакт с ребенком уже состоялся с этих первых минут. Нужно как можно раньше показать, что здесь безопасно. Сразу объявляю им обоим, что мы пойдем в зал все вместе, и мама будет обязательно рядом. Некоторые мамы сразу пытаются передать ребенка психологу: "Мне тоже надо идти или я тут подожду?"

Что за беда привела маму и ребенка к психологу? Одни приходят со страхами.  Другие - плохое поведение, непослушание, капризы. Третьи - не хочет учиться.  А еще - гиперактивность, агрессивность, застенчивость, конфликты и ссоры дома.  Наверное, тоже самое могли сказать  о своих детях мамы 20, 30, 40 лет назад.

     Какие они,  современные  дети?  Во многом, такие же,  как и тогда - доверчивые и открытые новому, смелые и бесстрашные, спонтанные и непредсказуемые. Они спешат познавать мир, экспериментируют, играют, дружат, ссорятся. Они так же нуждаются в нас, взрослых. Детям нужно и важно наше принятие, терпение,  вера в их силы. Им нужна наша дружба и искренность. И тогда они рядом с нами учатся, растут, пробуют свои силы, ошибаются и добиваются успеха.   

     Но есть у современных детей одна отличительная особенность. Они - маленькие взрослые! Учиться  приходится  уже с пеленок. Начиная от домашнего обучения  по самым суперсовременным методикам раннего развития (ведь после трех уже поздно), заканчивая многочисленными курсами и развивашками по расписанию. Два центра (в будние - один, в воскресенье - другой), пару видов спорта, рисование, ментальная арифметика, робототехника и шахматы в придачу. У взрослого человека 4-х лет. Никак в это расписание не всунешь  "просто поиграть", "побить баклуши", "поваляться", "помечтать".  Друзей во дворе завести некогда. Ведь для того, чтобы осмотреться, приглядеться, познакомиться, предложить игру и наиграться в нее с новым другом нужно время. А оно стремительно летит куда-то не только у нас, взрослых, но и у наших детей.  И вот уже школа.  В шесть лет. А чего ему дома сидеть? Он уже всё умеет - читает 40 слов в минуту, пишет по-письменному, решает примеры в пределах сотни. Ему скучно в садике, неинтересно. Пересидит - и в школе неинтересно будет. А в  школе опять важные взрослые дела - репетиторы, дополнительные языки (английским уже не удивишь, изучают китайский и арабский), научные проекты, тесты, срезы знаний.  Живут наши дети по расписанию не только в школе (там - понятно, расписание уроков), но всю оставшуюся от школы жизнь. И с очень серьезным видом говорят, что свободный день - суббота после обеда. И все!  И почему же в такой организованной, продуманной, отлаженной жизни возникают страхи, неврозы, тики, злоба и агрессия на всех подряд, отказ от общения и  детская депрессия?  Что же не учли, пропустили, не предусмотрели заботливые взрослые?

     Родители сейчас, в большинстве своём, очень образованные, читающие, думающие и  о-о-очень тревожные. Они сами боятся этого агрессивного, динамичного, меняющегося  мира.  Как маленькие!  Большое количество информации часто порождает эту чрезмерную тревогу родителя. Знают они, что строгость, директивность   и агрессия родителя порождает трудности в принятии ребенком себя, формировании положительной самооценки, установлении отношений с другими людьми.  И вот уже ребенок не слышит слова "нет", не знает границ, рулит всей большой семьей, включая бабушек и дедушек, расторможен, не умеющий останавливаться и концентрироваться, и бесконечно одинокий. Многие  родители настолько критичны к себе, что любой отказ ребенку воспринимают как насилие над ним. Сразу включается чувство вины. А где есть страх и вина, там сразу появляются манипуляции, беспомощность, агрессия. И снова по кругу - вина, беспомощность, агрессия. Знают родители, что конфликты в семье порождают страхи, тревожность, конфликт лояльностей. И в семье -  "тишь, гладь и божья благодать".  Все очень добрые, никогда не злятся друг на друга, умеют обо всем договариваться. На самом деле может и не так, но все выяснения - не при ребенке. И вот малыш уже замечает, что он со своей  злостью  не вписывается в эту   "добрую" семью, он не такой, плохой, не правильный.  У кого ему учиться обходится со своей злостью?  Очень сильно напрягает родителей осознание своей ответственности за детство. Вот и стараются все предусмотреть, подготовиться, не навредить.  А для чувствующего себя маленьким и слабым - ответственность непосильна.

     И вот эти маленькие взрослые вместе у психолога. Иногда приходится решать на месте, кому из них оказывать первую помощь - малышу или маме.  У детей  много своих природных неистощимых ресурсов. Нужно только  создать безопасную атмосферу доверия, безоценочности, радости и удовольствия от общения - и малыш улыбается, фантазирует, рисует и лепит, играет и перевоплощается.  Сам  контакт становится лекарством. А еще тут много всего интересного - карандаши, краски, маленькие и огромные кисти, глина, песочек и  куча игрушек!  Мама поначалу удивляется: как быстро разговорился, уходить не хочет, рассказывает такие истории, что в жизни никогда не рассказывал! А потом замечает - его здесь слушают, интересуются мыслями и фантазиями, дают выбирать и не оценивают. И вот уже она готова меняться и становиться  думающей, слушающей, наблюдательной. Начинает критически подходить к множеству теорий воспитания, всех тех знаний, которые раньше вызывали тревогу. Начинает прислушиваться к себе и своим потребностям. Начинает по-новому общаться с собой и окружающими.  Они - мама и ребенок помогают друг другу развиваться, доверять, не бояться, радоваться.  Это происходит иногда в индивидуальной работе с парой или семьей, а иногда дети приходят на групповые  занятия. В этом случае я наблюдаю семью  дольше - год или даже несколько лет.  И с радостью замечаю, как подрастают и родитель, и ребенок.  Видимся почти каждую неделю.  Дети с серьезным видом приходят на "психологию", спешат, не любят опаздывать (пропустишь что-нибудь интересное), чувствуют себя здесь  "своими".  У них есть любимые игры и занятия, но всегда даже знакомая игра проходит по-новому. Самые важные изменения  здесь  происходят не явно, сразу - не заметно. Но вот появляется смелость выбирать, говорить "нет", защищать свои границы, играть в паре и поддерживать другого, показывать всем свой рисунок и рассказывать о нем всей группе, экспериментировать, уважать  и беречь  других, рассказывать сокровенное о себе и доверять.  Кульминацией программы становятся совместные занятия детей и родителей.  Некоторые семьи приходят в полном составе - мама, папа, младшие дети. Бабушки и дедушки тоже бывают у нас.  Для некоторых семей  - это хорошая возможность побыть вместе, не отвлекаясь на другие дела и заботы. Поговорить, поиграть, послушать друг друга.  Для некоторых - новые, не всегда приятные открытия:  много негативных эмоций прорываются в этом экспериментальном пространстве.  Мамы удивлены и озадачены, есть над чем подумать. А моменты совместного  творчества - поистине счастливые моменты в жизни ребенка и родителя. Находясь рядом с ними,  моими клиентами,   наслаждаюсь увиденным:  близость, теплота взглядов,  восторг и удовольствие,  раскованность и свобода. В общем - контакт и настоящая жизнь ВМЕСТЕ!

     Я уверена, что самое лучшее психотерапевтическое лекарство для маленьких и взрослых - их настоящий, искренний контакт друг с другом! Только тогда будет понимание чувств и потребностей своих и другого, умение слушать и понимать, доверять и поддерживать, беречь и заботится.  Вместе эта пара - родитель и ребенок - пройдет через все кризисы, вырастут и научатся быть счастливыми и дарить счастье друг другу.