Влияние детско-родительских отношений на формирование личности ребенка

Автор: Косенко Светлана – практический психолог, тренер профессионального уровня ЕИППП

Пусть мама услышит, Пусть мама прийдет, Пусть мама меня непременно найдет! Ведь так не бывает на свете, чтоб были потеряны дети! Д.Непомнящий (м/ф «Мама для мамонтенка»)

      Здравствуй,  уважаемый читатель!  Приветствую тебя, и радуюсь возможности делиться с тобой собственными практическими навыками, теоретическими знаниями, интересными историями.

     Я выбрала тему детско-родительских отношений, потому что считаю, что гармоничные отношения родителей и детей – залог формирования здоровой, успешной  личности ребенка. Это начальный пункт отправления человека в путешествие длиною в Жизнь.  Это путешествие, в котором человек находит свою дорогу,  удобный рельеф на карте своей жизни, создает погодные условия, находит спутников,  выбирает скорость, в общем,  Всё то, что ему удобно. Так, как научили его родители, так, какой опыт получил ребенок  в семье. И правда, нам, родителям, всем хочется видеть своих  детей Успешными и Счастливыми на дороге их жизни. Вот мы и стараемся, как можем!

А можем мы так, как нас научили,  наши родители. Какой опыт  нам передали.

     И соответственно приобретенному опыту формируется личность. Что такое личность? Личность – явление социальное. Личностью становится человек, имеющий собственную позицию в жизни, пришедший к этому  в итоге большой работы над собой, осознания социальных явлений, общения. Личность развивается как результат общения и участия в разных видах деятельности сначала игровой, затем учебной и трудовой. Развитие личности зависит от трех факторов: наследственности, среды и воспитания.

    Я хочу рассказать о таком важном факторе, влияющем на формирование и развитие личности, как воспитание в семье.

 

     Я понимаю всю серьезность и ответственность воспитания детей, какие они есть – это наше созидание. И поэтому, считаю очень важным и необходимым в своей практике помогать родителям, расширяя знания и опыт взаимодействия с детьми.

     Сегодня хочу рассказать вам, дорогие мои, о том, что многие родители, сотрудничая с тренерами ЕИППП, радуются своим результатам  новых отношений с ребенком и с семьей в целом.

     Я являюсь тренером программы «Школа для родителей», а также клуба «Мальчишки и девчонки». Где мы, сообща с родителями,  улучшаем уровень психосоциальной адаптации детей, качество семейной жизни.

     Семья является важнейшей ценностью в жизни человека.  Для ребенка семья является средой, в которой складываются условия его психического, физического, эмоционального, интеллектуального развития. Родители являются первой социальной средой развития ребенка, которая обеспечивает удовлетворение практически всех его потребностей, в том числе любви и привязанности, в безопасности, защите.

 

     Очень часто родитель бессознательно ждет от своего ребенка поведения, похожего на собственное, и рассчитывает, что маленький человек будет значительно лучше него самого. Ребенок  должен быть не только копией своего родителя, но еще и улучшенной копией, без его погрешностей и недостатков. Хочется обратить ваше внимание на очевидность того, что требования, которые предъявляются к  маленькому человеку, не только безосновательны, но и невыполнимы. Часто эти требования не соответствуют возрастному периоду развития ребенка, и тогда случаются стрессовые состояния ребенка, неврозы,  меняется поведение, что начинает тревожить родителей. В каждом возрасте ребенок должен успешно решить специфические детские психологические задачи. Для того, чтобы переходить с этапа на этап психофизиологического развития последовательно и постепенно.

     Часто обращаются родители с такими проблемами: « У моего ребенка нет друзей», «Мой ребенок агрессивен», «Он никого не слушается», «Его все обзывают в школе» и т.д.   В этом месте хочется сказать:  «Вот какой у Вас ребенок! А где Вы, дорогие родители?» Наши дети не живут отдельно от нас, живут в семье, с нами. А родители  как бы и не при чём. Как правило, в таких семьях не считаются с мнением ребенка, его не слышат, или не считают нужным прислушиваться к позиции маленького человека, одним словом, нет почитания позиции ребенка. Говорят в народе: «Никто тебя не полюбит, пока сам себя не полюбишь». К сожалению, не в каждой семье есть понимание влияния взаимодействия «родитель – ребенок» на формирование личности ребенка.

     Я расскажу, наверняка, простые знания, которые многим уже известны. Но с той, целью, чтобы напомнить о том, насколько мы, взрослые, несем ответственность за каждое сказанное слово растущему ребенку, за каждое свое действие, поступок. И как наши личностные особенности «хотят сделать ребенка счастливым».

     Что такое Стиль взаимодействия? Это индивидуально-типологические особенности взаимодействия «родитель – ребенок». Родитель  в контакте с ребенком передает ему свою индивидуальность, реализуя собственную потребность и способность быть личностью, и, в свою очередь, формируя соответствующую потребность и способность у своих детей.

     Формируются и развиваются семейные ценности, культура, традиции, привычки;  и все, что происходит в семье,  передается детям. И некоторые родители, очень «стараются» исполнять родительскую роль! Единолично решают все вопросы, касающиеся жизнедеятельности не только ребенка, но и семьи в целом. Не позволяют проявлять самостоятельность и инициативу. Такой родитель акцентирует внимание на негативных поступках ребенка, не принимая во внимание мотивы этих поступков.

      И такое Развитие отношений есть Авторитарный стиль. В этом случае, ребенок противодействует властному давлению родителя, что чаще всего приводит к возникновению устойчивых конфликтных ситуаций. А в более крайнем случае – подавлению импульсов активности, депрессивному состоянию ребенка. И самое печальное в том, что такие родители, контролируя будущее ребенка, имеют иллюзию, что их чадо – все познает и будет самым успешным! Нет. Такие дети, взрослея или получая свободу,  в большинстве случаев попадают под влияние другой авторитарной системы, где он будет послушен и управляем. Такой человек будет всегда ждать от кого-нибудь конкретных указаний. А человек, не имеющий собственных позиций и импульсов к инициативе, просто физически не может быть успешным.

Конечно, Внешние показатели успешности  взаимодействия таких родителей (успеваемость, дисциплина  и т. п.) чаще всего позитивны, но социально-психологическая атмосфера в  таких семьях, как правило, неблагополучна.

     Следующий стиль взаимодействия, об особенностях которого я хочу напомнить вам – Демократический.  Родитель ориентирован на повышение роли ребенка во взаимодействии, на привлечение каждого члена семьи к решению общих дел. Основная особенность данного стиля – взаимоприятие и взаимоориентация. Родители адекватно оценивают способности детей, их возможности. Таким родителям свойственны глубокое понимание ребенка, целей и мотивов его поведения, умение прогнозировать развитие его личности. Родитель участвует в развитии детей, понимая их индивидуальность. И поддерживает не простой баланс между ролью родителя и передачей ответственности ребенку за его жизнь. Вырастая, дети из таких семей,  обычно уверенны в себе, инициативны, уважают позиции других людей и просто людей, выстраивают здоровые гармоничные взаимоотношения.

      В развитии детско-родительских отношений существует еще один тип взаимодействия  - Гипоопекающий стиль.

В такой семье родители минимально включаются в деятельность, снимая с себя ответственность за ее результаты. Родители формально выполняют свои функциональные обязанности, ограничиваясь лишь элементарными родительскими функциями. Здесь предполагается тактика невмешательства, основу которой составляют равнодушие и незаинтересованность. Отсутствие контроля  деятельности ребенка, его интересов и динамики развития его личности. Ребенок переживает недостаток внимания, поддержки, тепла, заботы. Отсутствие правил, самодисциплины как саморегуляции приводит к абсолютной незащищенности ребенка в дальнейшей его жизни.  Обычно, детям  из таких семей присуще следующее: заниженная самооценка, неумение выстраивать взаимоотношения со сверстниками, анти-социальное поведение, конфликтность, замкнутость и др.

     Гиперопекающий стиль. Родители стремятся исполнить все желания ребенка! Срочно «помочь» ему во всем: зашнуровать ботинки, решить математику, потеплее одеть, выбрать ему друзей, ВУЗ; решить,  какая из профессий ему подойдет лучше всего. Чувства и потребности ребенка практически не учитываются. Ребенок в такой семье живет как «цветочек», который бесконечно поливают и протирают – в дальнейшем почва загнивает, и поражает корень. Так и детки, не понимают, чего сами хотят, что им далее предстоит самим воплощать в жизнь свои интересы, и более того, учитывать интересы других людей.  Человеку из такой семьи трудно справиться с переживаемыми чувствами – злостью, горем, разочарованием, обидой, которые неизменно присутствуют в нашей жизни.

     Безусловно, правила и ограничения необходимы в жизни, в отношениях, Но! Правила должны всегда соответствовать возрастным особенностям и возможностям детей и при этом не противоречить их основным потребностям.

     Всем нам известно, что привязанность к родителям в детском возрасте – очень сильная сфера, влияющая на формирование личности ребенка. И когда  привязанность (особенно) мама-ребенок нарушается, прерывается в силу каких- то обстоятельств, ребенку  очень одиноко, тоскливо, трудно со сверстниками, а еще, очень часто, такой ребенок лишен права голоса и проявления, права быть! И тогда такие дети,  ищут сферу, ситуацию, где они могут реализовывать свои потребности в проявлении, признании, или  отгораживаются от мира и теряют интерес к жизни. Ситуации, где  ребенок получает признание, могут быть асоциальными. Или наоборот,  мне очень страшно, когда родители приводят  детей, которые отказываются общаться со сверстниками, ходить в школу, отказываются от собственных интересов, а иногда и от пищи!

     Очень часто и причиной невроза у детей является недостаток искренних доверительно-теплых и непосредственно – эмоциональных отношений.

  АССОЦИАЛЬНОЕ ПОВЕДЕНИЕ

     Дорогие родители! Не стоит тревожиться, а вот задуматься над вашими отношениями с детьми Важно!   Главная задача родителей состоит не в том, чтобы их ребенок  учился на «отлично», обладал великими знаниями в математике и вел себя примерно... А в том, чтобы, переступив за порог родительского дома, ваш ребенок смог выстраивать здоровые отношения с людьми, которые помогут ему быть успешным в своей дальнейшей жизни. Успех – это результат развития личности. И поэтому наш центр психологических услуг активно развивает сотрудничество с психологами на уровне повышения квалификации, а также  оказывает поддержку родителям и детям в психосоциальном развитии.

     Мои пожелания вам, дорогие родители – мамы, папы: « Просто любите своих детей! Просто поддерживайте своих детей, будьте  рядом, и каким бы ни был ваш ребенок, это Ваш Ребенок!»  Любящий родитель – это источник опоры и защиты, а если у ребенка есть такая (условно) – база, то это принятие и одобрение себя любого, это умение опираться на свои ресурсы, это умение давать себе самостоятельно любовь и заботу! Это уверенность в собственных позициях, это достижение целей! Разве это не Успех?! Счастливых  детско-родительских отношений Вам, дорогие родители!

 

Косенко Светлана- Аккредитованный тренер Евразийского института практической психологии и психотерапии – 4 национальный  уровень. Практический психолог, семейный консультант, детский психолог. Специалист в области детской психотерапии и психокоррекции, психодиагностике и психокоррекции детско-родительских отношений, семейной психотерапии.  Специалист по психологическому документированию, а так же составлению психологических экспертиз в рамках Стамбульского протокола.  Действительный член ОППЛ; Гештальт терапевт, психотерапевт кризисных состояний, специализация  клинической психологии, психиатрии, арт-терапевт. Являюсь тренером «Школы развития личности». Тренер «Школы для родителей».

Тренер терапевтических и обучающих групп.

Реабилитационная работа с жертвами сексуального насилия среди подростков. Коррекционно-развивающая  работа и проведение тренингов с трудновоспитуемыми детьми. 

 

Мои авторские программы:

-  Школа для родителей» практический тренинг

-  Арт Релакс – Жизнь как чудо  - терапевтический формат;

-  Клиническая психология - обучающий формат;

-  «Индивидуальный стиль педагогического взаимодействия» (для педагогов) тренинг – семинар

-  «10 шагов к Успеху» (13-16 лет);

-   «В мире моего я» (8-10 лет; 14-16 лет);