Что такое Тераплей?

25-01-2018

«Тераплей – увлекательный игровой терапевтический метод, который фокусируется на отношениях: он интерактивный, телесный и весёлый.


  Что такое Тераплей?

«Тераплей – увлекательный игровой терапевтический метод, который фокусируется на отношениях: он интерактивный, телесный и весёлый. В его основе лежат принципы теории привязанности, а его моделью являются здоровые, созвучные отношения между родителями и детьми – такие отношения, в которых развивается надежная привязанность и закладывается фундамент для психического здоровья на всю последующую жизнь. Это интенсивный, относительно краткосрочный метод, который предполагает активное участие родителей на сессиях с детьми для установления или улучшения детско-родительских отношений.

Целью терапии является установление или настройка доверительных эмоциональных отношений между ребёнком и его родителями, а это, в свою очередь, ведёт к позитивному изменению внутренней рабочей модели ребёнка – представления о себе и о том, что можно ожидать от родителей. Облегчение возбуждённого состояния ребёнка через созвучность родителей повысит его способность к саморегуляции. Снизится количество поведенческих проблем, которые привели его на терапию. Ещё более важно то, что терапия приведёт к целому ряду положительных результатов, характерных для надёжной привязанности: оптимизму и высокой самооценке, способности к эмпатии и общению, устойчивому психическому здоровью.

На данный момент Тераплей приобрёл статус научно доказанного метода во многих федеральных и государственных программах США. Американское управление службы лечения наркотической зависимости и психических расстройств его включило в Государственный реестр доказательных практик и программ. В Калифорнийском справочно-информационном центре  по научным исследованиям и разработкам (TheCaliforniaEvidense-BasedClearinghouse) метод Тераплей признали демонстрирующим «многообещающие научные данные (декабрь 2009). И, наконец, он был рекомендован Вашингтонским государственным реестром доказанных, научно обоснованных и перспективных методов (WashingtonStateInventoryofEvidence-Based, Research-Based, AndPromisingPractices) к использованию Службами лечебной и профилактической помощи детям и подросткам по программам Охраны детства, Правосудия по делам несовершеннолетних и Охраны психического здоровья.

Несмотря на то, что многие дети, пришедшие на терапию, уже вышли из младенческого возраста, они по-прежнему испытывают потребность в неотъемлемых составляющих детско-родительских отношений: чутком, эмпатическом реагировании на их потребности, заботливом прикосновении, устойчивом зрительном контакте, игровом взаимообмене. Посредством такого опыта ребёнок познаёт себя и свой мир. Он выявляет важных для себя людей в этом мире – как правило, своих родителей – и обнаруживает, насколько надёжными и чуткими они могут быть. На протяжении всей жизни у человека присутствуют базовые потребности: в близости, сонастроенности, в совместной регуляции аффекта, в ощущении собственной ценности, в совместном переживании радости и удовольствия.

Терапевтический процесс имеет чёткую структуру, первый этап которого – проведение диагностики, состоящее из наблюдения за взаимодействием родителя и ребёнка с использованием MIM– Метода оценки взаимодействия Маршак. Это специально разработанная техника диагностического наблюдения за отношениями в диаде «родитель-ребёнок». Участие в данной диагностике и получение обратной связи от специалиста может быть самодостаточным и информативным уже самим по себе, так как позволяет непосредственно видеть все сильные стороны взрослого и ребёнка и отследить привычные модели вашего взаимодействия»

Из книги «Theraplay. Руководство по улучшению детско-родительских отношений через игру, основанную на привязанности» Филлис Б. Бус, Энн М. Дженберг

 

Практику по принципам Theraplayв Представительстве ЕИППП в г. Астана ведёт Анастасия Ратушняк, детский психолог, специалист в области игровой терапии.